История нравов

«О времена, о нравы!» Марк Туллий Цицерон. Первая речь против Катилины.

Помимо Аспазии, к числу прославленных гетер античности принадлежат Таис, Фрина и Лаиса. Сегодня невозможно судить о том, какими они были в реальной жизни. Однако, они оставили заметный след в памяти потомков, отразившийся в сочинениях историков, творениях живописцев, писателей и поэтов.

Даты рождения и смерти древнегреческой гетеры Таис (Thaïs; греч. Θαΐς) неизвестны. Она сопровождала Александра III Македонского во время похода в Индию. По утверждению историка Клейтарха, в 330 до н.э. из прихоти убедила Александра сжечь дотла столицу персидской империи Персеполис. В свою очередь, Плутарх и Диодор Сицилийский объясняют сожжение Персеполиса возмездием персам за поджог храма Афины на Акрополе в 480 до н.э.: “Вслед за царем, все вскочили со своих мест, чтобы чествовать бога Диониса. Участники пиршества быстро разожгли много факелов. Царь повел процессию за собой под звуки флейт и труб. Женщин-музыканток возглавляла куртизанка Таис. Она первой, после царя, швырнула пылающий факел во дворец. Когда все другие сделали то же самое, весь дворец мгновенно охватило пламя, возникло целое пожарище”. (Diodorus Sicily, XVII.72).

Ж.Симони. Таис уговаривает Александра поджечь Персеполис

Джошуа Рейнольдс. Портрет английской куртизанки Эмили Уоррен в образе Таис

По некоторым данным, впоследствии Таис стала любовницей, а, возможно, женой царя Египта Птолемея I Сотера. После его смерти некоторое время жила в Мемфисе. Сведения о дальнейшей судьбе Таис не сохранились.

Личность Таис привлекла внимание многих мастеров искусств: одноименные роман Анатоля Франса (1890) и опера Жюля Массне (1894); романы Мери Рено ("Fire from Heaven", "The Persian Boy", "The Nature of Alexander"); роман Ивана Ефремова “Таис Афинская”. Данте Алигьери в “Божественной комедии” упоминает некую Фаиду (предположительно - Таис) среди льстецов, погруженных в ров с нечистотами.

Примерно в одно время с Таис, получила известность гетера Фрина (Phryne; греч. Φρύνη) (ок. 390 до н.э. – ок. 330 до н.э.). Исторически достоверная информация о ней также отсутствует. Основные сведения о жизни Фрины рассеяны в сочинениях древнегреческих авторов (Тимокл, Амфис, Посейдипп, Афиней, Плутарх и др.). Историк Аполлодор в книге “О куртизанках” утверждал, что в древности было несколько гетер по имени Фрина. Наиболее известна среди них та, что родилась в маленьком городке Феспия в Беотии. Настоящее имя Мнесарета (Mnesarete; греч. Μνησαρετή - помнящая о добродетелях). Прозвище Фрина (греч. жаба) получила из-за желтоватого оттенка кожи. В ранней юности переехала в Афины, откуда ее слава распространилась по всей Греции.

Благосклонности Фрины мог удостоиться представитель любого сословия. Она не отказывала никому, но при этом взимала плату сообразно собственным представлениям о справедливости. Так, с царя Лидии Фрина потребовала такую огромную сумму, что тому пришлось ввести в своей стране новый налог, чтобы возместить убыток. Зато философ Диоген воспользовался телом Фрины бесплатно, поскольку она считала его величайшим мудрецом. Горячим поклонником Фрины был скульптор Пракситель, создавший ее мраморное изваяние в образе Афродиты Книдской. До наших дней дошли лишь позднейшие копии этого произведения. Другой современник Фрины, художник Апеллес запечатлел ее на картине Афродита Анадиомена, предназначенной для храма Асклета.

Во время всенародных Элевсинских мистерий Фрина изображала саму богиню Деметру. Она появлялась в храме Посейдона обнаженной и с распущенными волосами. Через толпу неистовых фанатиков Фрина проходила по улицам города к морю.

Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889

Ок. 340 до н.э. один из завистников и недоброжелателей Фрины, оратор Евфий обвинил ее в профанации божества. Защитником Фрины выступил Гиперид - другой знаменитый трибун и ее бывший любовник. Когда все аргументы защиты были исчерпаны, Гиперид сорвал с обвиняемой одежду. Нагота Фрины произвела на судей такое впечатление, что они немедленно вынесли оправдательный приговор. Согласно этическим представлениям древних, столь совершенное тело не могло служить пристанищем греху.

Жан-Леон Жером. Фрина перед ареопагом. 1861

По легенде, лишь один мужчина смог устоять перед чарами Фрины. Глава Платоновской академии Ксенократ был известен, как философ, которому безразличны мирские соблазны. Фрина самонадеянно поспорила с друзьями, что сумеет обольстить сурового аскета. Она прикинулась жертвой грабителей и попросила Ксенократа впустить ее в дом. Философ предоставил Фрине кров и собственное ложе, а затем, как ни в чем ни бывало, вернулся к ученым занятиям. Фрина потерпела полное фиаско, однако не признала поражения: “Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе”.

Анжелика Кауфман. Фрина и Ксенократ. 1794

Ремесло гетеры принесло Фрине значительное состояние. Она охотно помогала бедным и нуждающимся согражданам. Впрочем, ее благородные порывы нередко были замешаны на тщеславии. По сообщению историка Каллистрата, Фрина предложила за собственный счет восстановить разрушенные Фивы, но при одном условии. Она потребовала установить на воротах памятную доску с надписью “Фивы были разрушены Александром Великим, а восстановлены Фриной”. После недолгих колебаний горожане отказались принять сомнительный дар из рук куртизанки.

Имя Фрины стало нарицательным, а ее образ многократно запечатлен в различных произведениях искусства. Еще при жизни золотая статуя Фрины была установлена в Дельфах. Многие современники сильно возмущались по этому поводу. Философ-киник Кратес утверждал, что статуя является «памятником распущенности эллинов».

Образ Фрины отражен в живописи: Ангелика Кауфман («Пракситель дарит Фрине статую Эрота», «Фрина пытается соблазнить философа Ксенократа», 1794); Уильям Тёрнер («Фрина в образе Венеры направляется в публичные бани. Демосфен смеётся над Эсхином», 1838); Густав Буланже («Фрина», 1850); Жан-Леон Жером (“Фрина перед судом ареопага”, 1861); Генрик Семирадский («Фрина на празднике Посейдона в Элевсине”, 1889) и др. Скульптуры Огюста Клезенже, Жан-Жака Прадье, Франческо Барцаги, Персиваля Болла, Альберта Вайна и др. В музыке: опера Сен-Санса “Фрина“. В поэзии и драматургии: пьеса Чарльза Доннея “Фрина“ (1891); стихотворный сборник Митчелла Бака “The Songs of Phryne” (1917); поэма Димитриса Вароса “Phryne” (2000) и др. Фильмы: Алессандро Блазетти “Altri tempi” (1952) с Джиной Лоллобриджидой; “Frine cortigiana d’Oriente” (1953) с Еленой Клеус в роли Фрины.

Лаиса (Laïs; греч. Λαις; в русских изданиях иногда Лаида), имя, по крайней мере, двух древнегреческих гетер, сведения о которых в перепутанном виде дошли до наших дней.

1) Лаиса (? - ок. 340 до н.э.) из Гиккары на Сицилии. В семилетнем возрасте была захвачена в рабство и увезена афинским полководцем Никиасом. Выкуплена живописцем Апеллесом; послужила моделью ряда его картин. Обосновалась в Коринфе. Прославилась красотой и непомерным стяжательством. Брала плату не только за свое тело, но и за ученую беседу. Услышав цену, Демосфен заметил: ”Я не покупаю удовольствие за десять тысяч драхм”. Лаиса со смехом ответила, что не делает различия между клиентами, поэтому философам придется платить, как и рабам.

Ганс Гольбейн. Лаиса Коринфская. 1526

Особой симпатией Лаисы пользовался киник Диоген Синопский, который шокировал окружающих экстравагантным поведением: ночевал в глиняном сосуде для хранения зерна, испражнялся на крыльце храма и публично занимался мастурбацией. По преданию, Лаиса погибла в Фессалии, куда направилась за своим возлюбленным Гиппостратом. Ревнивые местные женщины подстерегли ее и забросали камнями в храме Афродиты.

Лаиса часто упоминается в поэтических произведениях, например, в стихотворении Александра Пушкина "Лаиса Венере, посвящая ей свое зеркало" (1814).

2) Лаиса из Коринфа, по отношению к Лаисе из Гиккары называемая старшей. Упоминания о ней относятся к периоду Пелопоннеской войны 431-404 до н.э. Среди ее многочисленных клиентов были скульптор Мирон, философ Аристипп, олимпийский чемпион Евботас и др. Согласно преданиям, умерла от чревоугодия и пьянства в Коринфе.

Естественно, среди гетер встречались и свои антигероини. Случись эта история сегодня, она бы наверняка стала темой самых рейтинговой телепрограммы и привлекла миллионы зрителей во всех самых отдаленных медвежьих уголках. Но в IV в. до н.э. в Древней Греции, естественно, не было ни телевидения, ни Андрея Малахова с Дмитрием Борисовым. Однако, история настолько актуальна и поучительна, что, хоть и с опозданием, заслуживает внимания и в наши дни. Известна она, прежде всего, благодаря обличительным речам афинского архонта Аполлодора. Долгое время считалось, что тексты речей принадлежат знаменитому древнегреческому оратору Демосфену, однако, ныне авторство Аполлодора подтверждено научно. Имя главной героини упоминается также в поэме поэта-комедиографа Филетера “Охотница”.

Итак, древнегреческая гетера Нейра (Neaira) предположительно родилась ок. 400 до н.э. в одной из отдаленных областей Греции, вероятнее всего, Фракии. Рано осиротела. Ок. 390 до н.э была куплена некоей Никарет, содержательницей публичного дома в Коринфе. В те времена Коринф считался главным центром торговли живым товаром. У греков существовал даже глагол «korinthiazein», обозначавший «прелюбодействовать».

По-началу Никарет выдавала Нейру за свою малолетнюю дочку, благодаря чему цена на товар значительно повышалась. Клиентами заведения был сам соправитель Афин Гиппарх, видный политик Ксенокид, известные философы, актеры, атлеты и др. Некоторые из них брали на себя расходы по содержанию своих постоянных партнерш. Известно, что в середине 380-ых до н.э. оратор Лизий за свой счет возил девиц из заведения Никарет на Элевсинские мистерии. В 378 до н.э. Нейра также посетила Афины во время Панафинских игр на деньги богатого и знатного покровителя Сима Фессалийского.

В 376 до н.э Никарет решила продать Нейру сразу двум владельцам: Тиманориду из Коринфа и Евкрату из Лефкады. Подобные корпоративные покупки отнюдь не являлись чем-то необычным во времена античности. Новые хозяева заплатили ок. трех тысяч драхм, что в пять раз превышало стоимость квалифицированного раба и в пять-шесть раз годовой доход чернорабочего. Каждый из них получил равные права распоряжаться телом Нейры в установленные сроки.

 

Спустя пару лет Тиманорид и Евкрат обзавелись собственными семьями и содержание Нейры стало для них обременительным. Они согласились дать ей свободу за две тысячи драхм при условии, что она навсегда покинет Коринф. Нейра нашла спонсора в лице своего прежнего клиента Фриниона. Он заплатил требуемый выкуп и увез Нейру в Афины. Здесь она пустилась во все тяжкие и быстро приобрела незавидную репутацию. По утверждению Аполлодора, Нейра предавались любовным утехам в общественных местах. Однажды она так напилась по случаю завершения Пифийских игр летом 374 до н.э., что публично вступила в связь с гостями и рабами, прислуживавшими за столом. Возможно, именно такое откровенное бесстыдство пришлось по душе военачальнику Стефаносу. После очередной оргии он похитил Нейру и насильно увез ее к себе на родину в Мегару.

Скорее всего, Нейра не испытывала особой симпатии к Стефаносу, однако предпочла воспользоваться его надежной защитой и покровительством. Пара вернулась в Афины только через несколько лет. Аполлодор сообщает, что к этому времени у них уже было трое детей: сыновья Проксен и Аристон и дочь Стрибела. Узнав о возвращении Нейры, Фринион обратился в суд с иском о похищении своей собственности. Тяжба разрешилась взаимным компромиссом: Нейра осталась со Стефаносом, а Фринион получил материальную компенсацию за период ее отсутствия.

Спустя десять лет Нейра оказалась в центре очередного скандала. За эти годы ее дочь Стрибела подросла и пошла по стопам матери. В Афинах она успешно занималась ремеслом гетеры под именем Фано и даже вышла замуж за некоего Фрастора. С этим родственником семейству решительно не повезло. Фрастор решил по-простому срубить на теще деньжат и обвинил ее в нарушении действующего законодательства, по которому гражданам других полисов запрещались браки с афинянами. Проходимец требовал значительную сумму отступных, а в противном случае угрожал развестись с Фано, которая была беременна на шестом месяце. Раскошеливаться и улаживать конфликт пришлось все тому же Стефаносу.

На этом злоключения Нейры не кончились. В середине 350-ых до н.э. у нее в доме слуги задержали приезжего виноторговца Эпейнета из Андроса. В абсолютно голом виде он занимался любовью с дочерью Нейры Фано. Этот неприятный для него факт тут же засвидетельствовали откуда-то взявшиеся профессиональные свидетели. Глава семейства Стефанос имел полное право убить проникшего в его дом незнакомца. Однако, в его планы это не входило. Стефанос хорошенько припугнул Эпейнета и отпустил его восвояси, получив выкуп в три тысячи драхм. Оказавшись на свободе, Эпейнет тут же обратился в суд. Он утверждал, что дом Нейры является замаскированным борделем, а Фано - всего лишь одна из проституток. Судьи встали на его сторону, поскольку хорошо знали нравы и обычаи семейства Нейры.

Помимо Аполлодора, с обличениями Нейры и Стефаноса неоднократно выступали и другие официальные лица. Между 343 и 340 до н.э. трибун Феомнест требовал лишить детей Стефаноса афинского гражданства. В качестве основания он ссылался на дурную репутацию Нейры и юридически недействительный брак со Стефаносом. Нейра собиралась лично выступать на форуме в свою защиту, однако женщине это было запрещено.

К великому разочарованию многомиллионной аудитории, об исходе процесса и дальнейшей судьбе скандальной афинской гетеры достоверных сведений не сохранилось. Передача закончилась на самом интересном месте…

Поиск

Интересное

  • Виноградово

    Эта усадьба расположена недалеко от подмосковного города Долгопрудный. В XVII в. имение на Долгом Пруде (так назывались тогда эти места) принадлежало представителям дворянского рода Пушкиных, при которых была выстроена каменная церковь. При следующем хозяине – А.И. Глебове – в 1760 – 70-х гг. был возведён деревянный одноэтажный дом и разбит регулярный плодовый сад, а также сооружён новый Владимирский храм, который был связан с усадьбой общей планировочной осью. Также была построена колокольня.

    Подробнее...
  • Фивы

    От греческого Thebai, древнеегипетского Уасет, один из крупнейших городов и художественных центров Древнего Египта.

    Подробнее...