«О сограждане фиванцы! Вот пример для вас: Эдип,
И загадок разрешитель, и могущественный царь,
Тот, на чей удел, бывало, всякий с завистью глядел,
Он низвергнут в море бедствий, в бездну страшную упал!
Значит, смертным надо помнить о последнем нашем дне,
И назвать счастливым можно, очевидно, лишь того,
Кто достиг предела жизни, в ней несчастий не познав». Софокл. Царь Эдип.
Мало кто из мифических героев древности может сравниться по известности с Эдипом. Разве что, Геракл, Одиссей или Ясон – предводитель аргонавтов. Но, по глубине моральных страданий, выпавших на долю простого смертного, Эдип, пожалуй, превосходит их всех вместе взятых. Не ведая, что творит, он убил собственного отца и женился на собственной матери.
Эдип был сыном царя Фив Лая. Долгое время у Лая и его жены Иокасты не было детей. Царь очень страдал по этому поводу и обращался за советом к дельфийскому оракулу. Тот предсказал, что у Лая родится сын, но он убьет его самого. Таково было наказание, назначенное богами за то, что когда-то Лай похитил и обесчестил юного Хрисиппа, сына царя Пелопа. Напуганный предсказанием, Лай старательно избегал близости с женой. Однако, Иокаста напоила его вином и сумела завлечь на супружеское ложе. Сразу после рождения ребенка, Лай решил избавиться от него. Он проколол новорожденному сухожилия и велел бросить его в лесу на горе Киферон. Однако пастух, которому поручили совершить черное дело, сжалился над младенцем. Он отнес его царю Коринфа Полибу и его жене Меропе, у которых не было собственных детей. Из-за ран на лодыжках они назвали мальчика Эдипом (т.е. «с опухшими ногами») и воспитали как родного сына.
А.Шоде. Пастух Форбас, нашедший младенца Эдипа
Когда мальчик подрос, до него дошли слухи, что он всего лишь подкидыш и найденыш, а не царский сын. В полном смятении, Эдип отправился в Дельфы, чтобы узнать правду у оракула. Тот подтвердил страшное предсказание об убийстве собственного отца. В глубине души Эдип продолжал считать отцом Полиба, поэтому не захотел возвращаться в Коринф. Он пустился куда глаза глядят и в тесном горном ущелье встретил громоздкую колесницу, в которой восседал седобородый старец. Он не пожелал уступить дорогу Эдипу, завязалась словесная перепалка, быстро перешедшая в драку. Эдип не сдержался, перевернул колесницу и ударил обидчика посохом по голове. От полученной раны тот скончался. Это и был Лай, царь Фив и отец Эдипа. Впрочем, в тот момент Эдип об этом даже не подозревал.
Он двинулся дальше и на подступах к Фивам встретился со Сфинксом - чудовищем с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы.
Сфинкс. Аттическая мраморная стела, ок. 530 г. до н.э.
Сфинкс давно терроризировал жителей Фив и пожирал всех, кто не мог разгадать его загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Этому испытанию подвергся и Эдип. Он смог дать правильный ответ: «Человек, потому что он ползает на четвереньках в младенчестве, твердо стоит на двух ногах в молодости и опирается на палку в старости". Посрамленное чудовище бросилось вниз со скалы, а благодарные фиванцы избрали Эдипа своим царем, поскольку трон оказался свободным. По наследству, в супруги Эдипу досталась Иокаста, вдова пропавшего без вести царя Лая.
Ж.Энгр. Эдип и Сфинкс
Так сбылось пророчество, данное при рождении несчастному Эдипу: он убил родного отца и женился на собственной матери. Ничего не ведая, Эдип прожил с Иокастой около двадцати лет и родил от нее четверых детей. Однако, злой рок продолжал преследовать его. Боги наслали на Фивы эпидемию моровой язвы, которая поразила не только людей, но и весь урожай и сельскохозяйственный скот. Жители с мольбами обратились к слепому прорицателю Тиресию, которому были доступны любые тайны. Тот объявил, что мор прекратится лишь тогда, когда будет найден и изгнан убийца Лая. Эдип в числе первых требовал назвать имя убийцы, кем бы он ни был. Уступая настойчивым требованиям, Тиресий назвал имя самого царя. Эдип был потрясен и не хотел верить. Однако, уцелевший раб Лая, который правил колесницей в тот злосчастный день, подтвердил страшную правду.
Обезумевшая Иокаста не выдержала ужаса и позора. Она повесилась в своей спальне, а Эдип выколол себе глаза ее золотой застежкой.
Э.Тудуз. Эдип над телом Иокасты
Эдип, ослепляющий себя
Он покинул город в сопровождении своей дочери Антигоны долго странствовал по всей Элладе, преследуемый богинями мщения Эриниями. Свой последний приют слепой старец нашел у царя Тесея в священной роще поселения Колон.
Антонин Бродовски. Эдип и Антигона в изгнании.
Миф об Эдипе породил целую традицию в мировой культуре: трагедии Софокла, П.Корнеля, Вольтера, В.Озерова, драмы П.Шелли, Г.Гофмансталя, А.Жида, Ж.Кокто и мн. др. Судьба трагического героя античной мифологии послужила основой целого ряда философских и естественнонаучных трудов Ф. Ницше, К. Леви-Стросса и др.
Благодаря учению Зигмунда Фрейда имя Эдипа приобрело новое звучание. Эдипов комплекс – ключевое понятие теории психоанализа, заключающееся в бессознательном или сознательном сексуальном влечении ребенка к родителю противоположного пола. В свою очередь, отцы видят в сыне будущего опасного соперника. Лай пытался избавиться от Эдипа потому, что опасался за свое будущее. В этом он повторял действия богов. Как известно, Сатурн пожирал своих детей, которые могли сбросить его с вершины божественного Олимпа.
Согласно фрейдовской теории, на ранней стадии развития мальчик стремится вытеснить отца и занять его место у матери. При этом он тщательно скрывает свое влечение, так как опасается наказания и мести.
Любопытно, что сам З.Фрейд зачастую оказывался заложником своей теории. В 1912 г. он подверг жесткой критике Карла Юнга, которая едва не разрушила карьеру талантливого ученого. По мнению известной писательницы и психолога Алис Миллер, З.Фрейд заподозрил своего ученика и соратника в скрытом желании устранить учителя.
«А вам, о дети, – будь умом вы зрелы,
Советов дал бы много... Вам желаю
Жить, как судьба позволит... но чтоб участь
Досталась вам счастливей, чем отцу». Софокл. Царь Эдип.