История нравов

«О времена, о нравы!» Марк Туллий Цицерон. Первая речь против Катилины.

Один из первых древнегреческих мудрецов, поэт Гесиод (VIII – VII в. до н.э.) в своей поэме «Теогония» рассказал о возникновении жизни: «Сначала был Хаос, твердь и ширь земная, а также Эрос». Античная мораль значительно отличалась от современной и допускала определенную свободу отношений. Греки придавали любовной сфере особое значение. Они считали, что любовь является божественной силой и управляет судьбами людей. В пантеоне бессмертных богов это чувство олицетворяла богиня Афродита.

Ее подданными являлись все те, в ком кипят необузданные желания и бурные страсти. Власть Афродиты была безгранична, а ее достоинства не подвергались никакому сомнению. Величие и красоту богини воспевали в гимнах и стихах Анакреон, Сафо, Архилох, Алкей и другие поэты древности. Афродита соответствовала египетской Изиде, ассиро-вавилонским Астарте, Иштар, Кибеле. Культ Афродиты практически полностью был воспринят в Древнем Риме, где она отождествлялась с Венерой.


Рис.1 Афродита. Помпеи, римская копия древнегреческой мозаики.

Происхождение Афродиты трактуется по-разному. По одной из версий, рассказанной Гомером, она являлась дочерью Зевса и океаниды Дионы. Родилась на острове Кифера, расположенном к югу от Пелопоннеса против мыса Малея. От названия острова происходят эпиклесы (прозвища) богини – Киферея; Киферская; Киферийская. Именно на Кифере находился крупнейший в Древней Греции храм Афродиты — место массового паломничества и проведения ритуальных оргий. Храмы Афродиты находились также в Пафосе, Коринфе, Самосе, Эриксе и др.

Другой миф гласит, что Афродита родилась из морской пены, которая образовалась в том месте, куда Кронос забросил отсеченные половые органы своего отца – бога неба Урана. Попутный ветер донес раковину с новорожденной до берегов Кипра, где она и предстала миру. Отсюда и другие прозвища богини: Анадиомена («пенорожденная»), Киприда; Кипрогения; Пафия, а также «портовая»; «успокаивающая море»; «подающая счастливое плавание»; «выныривающая» и др.

Рис.2 С.Боттичелли. Рождение Венеры.

Как и все древнегреческие небожители, Афродита обладала антропоморфными чертами, то есть сильно походила на людей. Всемогущие небожители любили, страдали и мучались также, как обыкновенные смертные. Схожесть переживаний сближала и даже в чем-то уравнивала жителей Эллады со своими богами. Греки охотно приписывали олимпийцам собственные, вполне понятные слабости. Так, Афродита пользовалась репутацией весьма ветреной и непостоянной в любви дамы. Недаром одним из атрибутов богини был так называемый пояс Афродиты (пояс Венеры) – волшебный кушак, который придавал его хозяйке огромную сексуальную привлекательность. Гомер утверждал, что сама Гера одалживала поясок у Афродиты, чтобы обольстить своего мужа Зевса.

Рис.3. Д.Рейнольдс. Купидон развязывает пояс Афродиты.

Вообще говоря, у Афродиты был муж – хромоногий бог кузнечного ремесла Гефест. Он достался ей достаточно случайно и она не особо блюла супружескую верность. По легенде, ревнивый супруг поймал жену золотой сетью во время ее любовного свидания с богом войны Аресом. Этим несчастный рогоносец не удовлетворился и пригласил всех желающих поглазеть на голых и униженных любовников. Согласно мифологическим источникам, у Афродиты было более двух десятков детей от разных отцов, в том числе от Ареса, Гермеса, Диониса и др.

Рис.4. А.Гильмо. Афродита и Арес, захваченные Гефестом.

Вместе с тем, образ Афродиты является одним из самых романтических в истории и культуре древнего мира. Богиня страстно влюбилась в прекрасного Адониса, смертного юношу поразительной красоты. Адонис был азартный охотник и постоянно бродил по лесам в поисках добычи. Афродита умоляла его быть предельно осторожным, но юноша пренебрегал ее просьбами. Получивший отставку бог Арес решил погубить Адониса. Он превратился в огромного вепря и напал на юношу в лесной чаще. Своими могучими клыками вепрь ударил его в бедро и нанес смертельную рану. Афродита не успела вмешаться и предотвратить трагедию. Она с трудом нашла бездыханное тело возлюбленного и горько рыдала над ним. На том месте, куда капала кровь Адониса, выросли чудесные цветы, названные его именем. Тронутый страданиями Афродиты, Зевс повелел богу Аиду отпускать Адониса из царства мертвых с наступлением весны, что бы он мог полгода проводить с Афродитой.

Рис.5 К.Холстейн. Афродита оплакивает Адониса.

Иную сторону характера Афродиты раскрывает поэтическая легенда об Эроте и Психее, которая обычно толкуется как аллегория странствований человеческой души в поисках любви. Эрот – сын Афродиты и то ли Ареса, то ли Гермеса, то ли самого Зевса. По одной версии, крылатый шаловливый мальчишка с луком и стрелами, по другой – прекрасный юноша, который поражает сердца людей. Психея – младшая дочь греческого царя, родившаяся смертной женщиной. Своей красотой она затмила саму Афродиту, что вызвало зависть богини. Она решила избавиться от соперницы и поручила Эроту внушить ей любовь к мерзкому и отвратительному человеку.

Однако, едва увидев Психею, Эрос сам влюбился в нее без памяти. Опасаясь материнского гнева, он встречался с возлюбленной только по ночам и запрещал ей видеть свое лицо. Подстрекаемая своими сестрами, Психея дождалась, когда Эрос уснет, зажгла светильник и стала его разглядывать. Капля растопленного масла упала на плечо Эроса, он проснулся и в ярости покинул Психею.

Девушка пустилась разыскивать любимого по всему свету. В отчаянии, она вынуждена была обратиться за помощью к матери Эрота Афродите. Та дала бедняжке невыполнимые поручения: рассортировать по зернышку огромную кучу гороха, добыть золотое руно взбесившихся овец, спуститься в подземное царство и набрать живую воду из Стикса и др. Любовь помогла Психее справляется с заданиями коварной Афродиты. После долгих, мучительных поисков она воссоединилась с Эротом и получила дарованное богами бессмертие.

Рис.6 Д.Рейнольдс. Амур и Психея.

Пожалуй, самый известный скандал с участием Афродиты случился на свадьбе эгинского царя Пелея и морской нимфы Фетиды. На пиршество были приглашены все боги, кроме богини хаоса и раздоров Эриды. Это так ее разозлило, что в отместку она решила поссорить между собой заклятых олимпийских соперниц Геру, Афину и Афродиту. План ее был прост и коварен. Согласно античной традиции, присутствующие должны были назвать самую достойную и красивую девушку. Эрида пустила между гостями золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Для Геры, Афины и Афродиты настал решающий момент. Каждая из них считала себя первой красавицей и не могла допустить победы соперницы. Возглавлявшему стол Зевсу предстояло сделать тяжелейший выбор. И он не решился взять на себя такую ответственность.

Зевс доверил эту миссию Парису, сыну троянского царя Приама. Богини тут же подступили к нему с тайными уговорами. Гера обещала Парису безграничную власть над всем миром. Афина пообещала вечную славу мудрейшего из мудрейших. А Афродита нашла самый сильный ход и пообещала Парису любовь Елены Прекрасной, жены спартанского царя Менелая. Парис не устоял и отдал яблоко раздора Афродите. Надо сказать, богиня исполнила свое обещание. Она помогла выкрасть Елену и покровительствовала ее браку с Парисом. Впрочем, этот союз не принес никому счастья. В результате вмешательства Афродиты разразилась самая жестокая и кровопролитная война античной древности. Она продолжалась более десяти лет и закончилась полным разгромом Трои.

Рис.7 К.Маковский. Суд Париса.

О событиях приблизительно XIII-XII веков до н.э. весьма красочно повествует Гомер в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея». Много ценной информации содержится в трудах Геродота, Фукидида и других «отцов истории». В совокупности с сохранившимися материальными и духовными памятниками культуры все это дает достаточно четкое представление об образе жизни, мышления и чувствования людей античной эпохи.

В знаменитом диалоге Платона «Пир» Сократ рассуждает на тему любви. Древнегреческий глагол «любить» («eraw») имел ряд значений, зачастую не совпадающих с современными. Для жителя Эллады слово «любить» имело много разных оттенков: «стремиться всей душой», «страстно хотеть», «пылать желанием» и др. Само понятие любви подразделялось на несколько видов: агапэ — братская, альтруистическая любовь; людус – любовь-игра, любовь-флирт; сторгэ – гармоническая любовь; филия – любовь-дружба; эрос – любовь-страсть и др. Платон утверждал, что наслаждение не есть цель любви. Требования плоти должны отступить на второй план, чтобы сексуальная энергетика воплотилась в свершения разума и таланта. Телесная любовь, прежде всего,  предназначается для воспроизведения потомства и остается уделом толпы.

Древнегреческая Афродита существовала сразу в двух ипостасях: Урания — покровительница девственниц и платонической любви и Пандемос (Pandemos; «общедоступная») — олицетворение страсти и плотского влечения. В честь Афродиты-Пандемос отмечались праздники  афродизии, во время которых  царила атмосфера вседозволенности, отменялись все сословные и родственные табу. При посвященных ей храмах существовала культовая проституция.
Афродита-Пандемос носила ряд характерных прозвищ, подчеркивающих ее функционал: Генителида (Genitelida) — покровительница половых органов; Диварисатрикс (Divarisatrix) и  Кастния (Castnia) – «бесстыдных совокуплений»; Мелайна (Melaina) — «темных ночей»; Микейа (Mucheia) — «потаенных уголков»; Перибазия (Peribasia) — «с раздвинутыми ногами»; Порне (Porne) – “позорящая”; Скоттиа (Scotta) — богиня мрака; Дарцетос (Darcetos) — богиня праздности и др.

Образ Афродиты — постоянный объект мирового искусства: живописные полотна Тициана, Джорджоне, Д.Тьеполо, С.Боттичелли, П.Рубенса, Ф.Буше, Н.Пуссена, В.Бугро; опера К.Орфа «Триумф Афродиты»; статуи Алкамена, Праксителя (Афродита Книдская, моделью для которой послужила знаменитая гетера Фрина), Лисиппа (Афродита из Капуи) мн. др.
Особой известностью пользуется статуя Афродиты Каллипиги («прекраснозадой», «дивнозадой»; от греч. kalos — прекрасный и pyge — зад) Мраморная статуя Афродиты- Каллипиги находится в Эрмитаже и Национальном музее Неаполя (копия греч. оригинала  III в. до н.э.).

Рис.8

«Когда-то задницы двух эллинок-сестер
У всех, кто видел их, снискали девам славу.
Вопрос был только в том, чтоб кончить важный спор –
Которой первенство принадлежит по праву?
Был призван юноша, в таких делах знаток,
Он долго сравнивал и все решить не мог,
Но выбрал наконец меньшую по заслугам
И сердце отдал ей. Прошел недолгий срок,
И старшей – брат его счастливым стал супругом.
И столько радости взаимной было там,
Что, благодарные, воздвигли сестры храм
В честь их пособницы Киприды Дивнозадой –
Кем строенный, когда – не знаю ничего,
Но и среди святынь, прославленных Элладой,
С благоговением входил бы я в него». Жан де Лафонтен. Афродита Каллипига.

Поиск

Интересное