История нравов

«О времена, о нравы!» Марк Туллий Цицерон. Первая речь против Катилины.

Главным объектом наслаждения всегда оставалась женщина.

На протяжении более трех тысячелетий древняя Эллада служила колыбелью человечества. Под яркими солнечными лучами покачивалась она в волнах Эгейского моря, баюкая основы будущих цивилизаций. Гармоническое слияние с природой переполняло жителей радостью и уверенностью в своих силах. Представления о морали существенно отличались от современных. В глубокой древности любовь носила чувственный, преимущественно плотский характер. Романтизм и сложные душевные переживания были чужды большинству эпических героев древности. С детской непосредственностью и не ведая стыда, они нарушали все запреты и табу. Физическое наслаждение было для них также естественно, как еда и питье.

Естественно, главным объектом наслаждения всегда оставалась женщина. Поэт Мимнерм, живший более 600 лет до н. э., сокрушался: «Без золотой Афродиты какая нам жизнь или радость? Я бы хотел умереть, раз перестанут манить тайные встречи меня, и объятья, и страстное ложе».

 

Гомеровские старцы восхищаются Еленой Прекрасной, из-за которой разразилась многолетняя кровопролитная Троянская война: «Не обвиняйте изящнообутых троянцев и ахеян, что они за подобную женщину претерпели столько несчастий! Женщина похожа на бессмертных богинь».

 

Оптимистическое, радостное мироощущение проявлялось во всех сферах жизни. Быт древних греков не обходился без так называемых симпозиев — специфической формы общения, соединявшей ученую беседу и обильные возлияния. Участники симпозиев на время освобождались от традиционных моральных ограничений. Философские диспуты прерывались танцами, хоровым пением, декламированием стихов. Иногда предоставлялся случай насладиться любовью с приглашенными танцовщицами, прямо не сходя с пиршественного ложа. Достоинства симпозия во многом оценивались богатством сервировки стола. В эпоху эллинизма гастрономия приравнивалась к искусству, которое восстанавливало силы и стимулировало чувственные желания. Недаром стоик Хризипп называл «Опсологию» («Гастрономию») Архестратоса книгой эротической.

 

Повседневная реальность, конечно, была далека от праздников плоти. Положение античной женщины была весьма  шатким и незавидным. Сейчас мало, кто помнит фильм «Член правительства» 1939 года выпуска. Разве что, какие-нибудь эксперты или заядлые поклонники советского кино. А вот некоторые фразы из этого фильма стали хрестоматийными и вошли в обиход. Там главная героиня фильма в исполнении В.Марецкой произносит знаменитый монолог: «Вот стою я здесь перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганная, врагами советской власти стрелянная — живучая!» Удивительное дело, но с некоторыми поправками то же самое могла бы сказать про себя любая древнегреческая женщина VIII-VI в.в. до н.э.

С раннего детства гречанок воспитывали в духе беспрекословного подчинения отцу и будущему мужу, обучали лишь ведению домашнего хозяйства. Большинство из них навсегда оставались  неграмотными. Нередко девушки вступали в брак совсем юными, в 13—15 лет. Сами браки рассматривались как «необходимое зло», заключались они преимущественно по материальным соображениям и в целях получения потомства. Иногда брак осуществлялся захватом или покупкой женщины. Известны случаи, когда отец невесты устраивал состязания для женихов или, даже, состязался с ними сам. Так поступил царь Писы Эномай, отец красавицы Гипподамии. Он всячески препятствовал браку дочери и уступил лишь Пелопу, которому проиграл в соревнованиях колесниц.

В любом случае, для вступления в брак согласия женщины не требовалось. Поэт Гесиод (VIII—VII века до н. э.) оставил потомкам советы, как правильно жениться. Желательно, чтобы невеста оказалась девственницей, происходила из родственной или дружеской семьи, чтобы заранее знала обычаи дома, в который входит. Хорошая жена является большой ценностью и, напротив, неудачная женитьба может стать причиной многих бед. В заключение, Гесиод советует избегать кокеток и женщин бойкого нрава, ибо они наверняка будут пренебрегать супружеским долгом.

Замужняя гречанка вела замкнутый образ жизни в гинекее (женской половине), отдавая все силы хозяйственным и материнским заботам. Весьма красноречиво выразился философ Платон: «Имя честной женщины должно быть заперто в стенах дома». На многочисленных кладбищенских надгробиях в камне высечены главные добродетели женщины-супруги: «Благочестива, скромна, целомудренна. Пряла шерсть».

 

Поведение мужа вне дома не обсуждалось. Попытки уравняться в правах сурово пресекались и могли повлечь тяжкие последствия. Супруг мог сколько угодно бражничать и заводить связи на стороне, а для жены афинский закон предусмотрел: «Если мужчина застает жену свою прелюбодействующей, то должен расстаться с ней под страхом бесчестия. Женщина, застигнутая на месте, лишается права входить в храм, если же она нарушает этот запрет, то к ней можно применять любое наказание». Законодательство Солона впоследствии развило эти положения: «Женщина, которая презирает святость брака, думает только об удовлетворении своей страсти, не может требовать для себя никаких прав. Ее дети считаются незаконнорожденными, не могут носить звание гражданина, произносить речи публично и выступать в суде». Впрочем, из общего правила случались и исключения. По преданию, афинский архонт и стратег, герой Марафона и Саламина Фемистокл (ок. 525 — ок 460 до н. э.) был сыном продажной женщины Абротонум.

Но сила женщины в ее слабости! Вопреки всем запретам и ограничениям, она хочет оставаться любимой и желанной и это ей практически всегда удается! Степень свободы менялась в каждый исторический момент. Во времена минойской цивилизации полуобнаженные женщины принимали участие в тавромахиях (ритуальных танцах с быками). В «Одиссее» юная царская дочь Навсикая играет, резвится и купается в море, не стесняясь рабов и служанок. В эпоху Гомера свободная древнегреческая женщина без особой нужды не могла появиться на улице, но каждый ее выход сопровождался повышенным вниманием мужчин. Она это знает и умело этим пользуется. 

Рис. 5 Тавромахия. Археологический музей, Ираклион, Крит.

 

В период классического эллинизма афинянки укладывали свои роскошные локоны на голове в виде узла или короны. Молодые девушки украшали прическу лентами, оставляя лоб открытым. Широко использовали духи и благовония, отбеливали кожу, делали румяна из корней субтропических растений. Модницы нещадно красили глаза и брови, выщипывали волосы на ногах и интимных участках тела. 

Необходимой деталью туалета стал строфион – праобраз современного бюстгальтера. Он не только подтягивал грудь, но и создавал некий таинственный покров, еще больше возбуждавший фантазию мужчин. 

Рис 7 Античная мозаика из раскопок вилла Дель Казале, Сицилия.

 

Археологические находки, относящиеся к тому периоду, свидетельствуют о заметном интересе женщин к серьгам, кольцам, ожерельям, браслетам и другим украшениям из драгоценных металлов. Сохранившиеся статуи дают представление о достаточно скромной верхней одежде афинянок: длинный хитон и пеплос, спадающий широкими складками. В милитаризованной Спарте мода имела свои особенности. Несмотря на суровость законов Ликурга, спартанки носили более короткий хитон и пеплос, перетянутый на талии. Спартанский хитон довольно высоко открывал стройные девичьи ноги, из-за чего в других областях Эллады спартанок называли «голобёдрыми». По мнению историка Плутарха, такая мода стимулировала юношей к скорейшему вступлению в брак и воспроизведению новых защитников отечества.

Репутация женщин, рискнувших бросить вызов сложившимся традициям, сразу оказывалась запятнанной. Ценой неимоверных усилий и неизбежных жертв, им иногда удавалось сломать устоявшиеся стереотипы. Обычный тяжкий путь для большинства героинь своего времени. Шли века, менялись эпохи, но роль и значение женщины в жизни мужчины оставались прежними. Слабая, несчастная, забитая, но все равно самая желанная и драгоценная награда.  

Поиск

Интересное

  • Брежневская эпоха

    Застой... Как только эту эпоху не обзывали.

    Подробнее...
  • Кого Брежнев хотел сделать своим преемником?

    10 ноября 1982 года умер Леонид Ильич Брежнев, находившийся на посту генерального секретаря ЦК КПСС с 1964 года. Председателем похоронной комиссии был назначен Ю. В. Андропов. Через несколько дней он занял место генсека. Хотел ли Брежнев видеть именно его своим преемником? Или у престарелого генсека были на этот счет другие планы?

    Подробнее...