История нравов

«О времена, о нравы!» Марк Туллий Цицерон. Первая речь против Катилины.

Один из древне-греческих мифов сообщает, что воспылавший страстью бог подземного царства Гадес похитил прекрасную Персефону (рим. Прозерпину), дочь богини земли Деметры. Мать всего сущего впала в глубокое отчаяние, близкое к умопомешательству. Она пустилась по миру в мучительные поиски дочери.

Однако, они очень долго не давали результата. Доведенная до крайности Деметра прокляла все земное плодородие. Из-за ее проклятий у женщин перестали рождаться дети, нивы перестали плодоносить, а небеса не давали живительной влаги.

Джованни Бернини. Похищение Прозерпины. 1621—1622.

Гадес и Персефона на троне в царстве мертвых (V в. до н.э.).

Однажды, когда надежды на спасение дочери уже почти совсем иссякли, Деметра оказалась в заброшенной деревеньке, неподалеку от Элевсина. Она присела в прохладной тени возле колодца, остужая натруженные дорогой ноги. Вдруг к ней подошла незнакомая женщина и угостила ее кикеоном, дурманящим напитком из ячменя и мяты. Деметра поначалу отказалась пить. Тогда незнакомка начала танцевать перед ней, виляя бедрами и тряся грудями. Ее движения были такими вызывающими, а речи такими непристойными, что Деметра невольно засмотрелась, приняла чашу, а потом от души рассмеялась. Этот смех излечил богиню от тоски и дал ей силы для дальнейших поисков, которые, в конце концов, увенчались успехом. Персефона вернулась к матери, а мир снова наполнился жизнью.

Спасительницу звали Баубо. По одной из версий, она была царицей, матерью Триптолема, одного из жрецов священных Элевсинских мистерий. Позднее греки обожествили Баубо и даже воздвигли в ее честь храмы. Культ Баубо — бесстыдной богини (dea impudica) просуществовал несколько столетий, пока не был погребен под руинами новых идолов. По другой версии, женщину из Элевсина звали Ямба, она была служанкой в доме царя Келея. От имени Ямбы произошло название стихотворного метра ямб, считавшегося легкомысленным и несерьезным. С тех пор Ямба олицетворяет неприличную речь, а Баубо — неприличные жесты.

Керамические изображения Баубо в виде женской фигуры с головой, расположенной на уровне таза во множестве обнаружены при раскопках города Приена на западном побережье Малой Азии. Аналог Баубо существует также в средневековом японском фольклоре. В истории и культуре образ Баубо прежде всего отражает грубую женскую сексуальность.

Баубо. Рельеф фасада католического собора. Италия, XVI в.

В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» имеется характерная бытовая сценка:

«Дарья в распахнутой кофте стояла лицом к нему; закинув за голову руки, поправляла волосы. На нее из щели в стене мякинника падал кровяной закатный луч.
— Тут вот, батя, что-то… Подойди-ка, глянь, — говорила она, перегибаясь набок и воровски, из-за плеча свекра, поглядывая на распахнутую дверь.
Старик подошел к ней вплотную. Дарья вдруг вскинула руки и, охватив шею свекра, скрестив пальцы, пятилась, увлекая его за собой, шепча:
— Вот тут, батя… Тут… мягко…
— Ты чегой-то? — испуганно спрашивал Пантелей Прокофьевич.
Вертя головой, он попытался освободить шею от Дарьиных рук, но она притягивала его голову к своему лицу все сильнее, дышала в бороду ему горячим ртом, смеясь, что-то шепча.
— Пусти, стерва! — старик рванулся и вплотную ощутил тугой живот снохи.
Она, прижавшись к нему, упала на спину, повалила его на себя.
— Черт! Сдурела!.. Пусти!
— Не хочешь? — задыхаясь, спросила Дарья и, разжав руки, толкнула свекра в грудь. — Не хочешь?.. Аль, может, не могешь?.. Так ты меня не суди!.. Так-то!
Вскочив на ноги, она торопливо оправила юбку, обмела со спины мякинные ости и в упор выкрикнула ошалевшему Пантелею Прокофьевичу:
— Ты за что меня надысь побил? Что ж, аль я старуха? Ты-то молодой не таковский был? Мужа — его вон год нету!.. А мне, что ж, с кобелем, что ли? Шиш тебе, хромой! Вот на, выкуси!
Дарья сделала непристойное движение и, играя бровями, пошла к дверям».

В истории человечества отмечены также случаи, когда демонстрации половых органов носила ритуальный характер и не имела сексуальной направленности. Такой жест известен под названием анасирма /anásyrma; греч. ανάσυρμα, букв. задирание юбки/. Он выполнял функции оберега, спасал от сглаза и даровал удачу. Терракотовые фигурки анасирмы, относящиеся к V-IV вв до н.э. во множестве обнаружены при раскопках древних Афин. По описанию историка Аполлодора, анасирма повсеместно применялась в культах великих богов Деметры и Диониса. В средневековой Ирландии женщины с помощью анасирмы отражали наступление вражеских войск. Жены землепашцев на Балканах останавливали засуху или вызывали проливной дождь, задирая юбки перед небесами. На одной из иллюстраций к басням Ж. Лафонтена изображена женщина, которая отпугивает дьявола обнаженным низом своего живота.

Шарль Эйзен. Илл. к басням Лафонтена. Издание 1762.

«Он пишет, что Карло совершает «обряд анасирмы». Речь идет о демонстрации женских гениталий божеству, с целью вызвать его благосклонность и смех, а по некоторым легендам, и предотвратить жуткие космические катаклизмы. Характерный пример анасирмы приводит Геродот, рассказывая о празднике в честь египетской богини-кошки Бастет в городе Бубастисе, в дельте Нила».  Э. Треви. Кое-что из написанного.

В определенной мере отголоски анасирмы сохранились до наших дней. Не раз высказывались предположения, что шотландская традиция ношения мужских юбок (килтов) на голое тело напрямую восходит к анасирме. Социальные психологи отмечают такое явление в современных молодежных субкультурах, как мунинг /англ. Mooning/ - публичная демонстрация обнаженных ягодиц. В зависимости от контекста, мунинг может выражать целую гамму чувств: протест, презрение, насмешку и др. Очень популярен в студенческой среде, как форма недовольства попытками преподавателей ограничить права учащихся. Впрочем, молодая либеральная профессура нередко отвечает юному поколению точно таким же образом. В результате процесс быстро принимает взаимный характер и превращается в карнавальное буйство на грани допустимого.

Время от времени фотографии публичной демонстрации мунинга в США, Великобритании и других странах Запада появляются на страницах таблоидов и приводят в ужас благопристойных налогоплательщиков.

Поиск

Интересное

  • Олдувайская культура

    Олдувайская культура: 1 — техника обработки камня (по Р. Лики); 2 — древнейшие орудия труда из гальки

    Современные знания по вопросу антропогена, начала археологии и вообще человеческой истории отличаются от тех, которые существовали в середине XX в. Тогда считалось, что древнейшие археологические свидетельства датируются примерно 700—800 тысячелетиями или в крайнем случае не ранее 1 млн лет.

    Подробнее...
  • Ранний Ашшур

    Древнейшая политическая история Ашшура нам совершенно неясна. Известно лишь, что в XXI в. до н. э. он был недолгое время подчинен царству Шумера и Аккада, и здесь сидел наместник, оставивший надпись. Впоследствии был составлен царский список Ашшура, однако в первой своей части он недостоверен: он начинается с «царей, живших в шатрах», но их перечень является не более как частью генеалогии аморейских племен, к которым причисляли себя предки Шамши-Адада I, правившего не только Ашшуром, но и всей Верхней Месопотамией в XIX в. до н. э.; о нем речь пойдет далее.

    Подробнее...