История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

Северную Европу объединяют многие социально-экономические характеристики: близость производственных и фирменных структур, высокие эффективность хозяйства и уровень жизни. В целом регион - это крупный экономический комплекс, занимающий вследствие специализации производства особое место в мировом хозяйстве и международном разделении труда.

При развитой промышленности, интенсивном сельском хозяйстве, обширной сфере услуг и широких внешнеэкономических связях эти страны, уступая крупным державам по общим масштабам производства и размерам трудовых ресурсов, опережают их по многим показателям на душу населения. Если доля стран Северной Европы в капиталистическом мире составляет по населению менее 1%,то по внутреннему валовому продукту и промышленному производству - примерно 3% , а по экспорту около 5%.

После захвата Норвегии Германией, из нее вывозилась шведская руда, использовались не географические и людские ресурсы страны. Нельзя сказать, что Норвегия сильно пострадала, поскольку приняла условия капитуляции сразу же после ухода с ее территории союзных войск. Однако, как и любая оккупированная страна, она претерпела экономический упадок1.

Правительство после войны поставило цель восстановить Норвегию за пять лет и увеличить объемы индустриализации за счет тяжелой промышленности. Однако процесс пошел даже быстрее, чем планировали политики. К 1946 г. и промышленная продукция, и ВНР превзошли данные 1938 г. К 1948-49 г.г. реальный денежный запас страны значительно превысил довоенный уровень. Последующие годы характеризовались постоянным ростом и прогрессом.

Сейчас Норвегия является членом ООН с момента образования этой международной организации в 1945 г. В 1949 страна вступила в НАТО.

 

Политическое устройство Норвегии

НРП на выборах 1945 впервые получила большинство голосов и оставалась у власти в течение 20 лет. За этот период избирательная система была трансформирована путем отмены статьи конституции о предоставлении 2/3 мест в Стортинге депутатам от сельских районов страны. Регулирующая роль государства была расширена до планирования в масштабах всей страны. Был введен государственный контроль за ценами на товары и услуги.

Финансово – кредитная политика правительства помогла удерживать довольно высокие темпы роста экономических показателей даже в период мирового спада в 1970-х годах. Необходимые средства на расширение производства были получены за счет крупных иностранных займов под будущие доходы от добычи нефти и газа на шельфе Северного моря.

Норвегия стала активным членом ООН. Норвежец Трюгве Ли, бывший лидер НРП, занимал пост генерального секретаря этой международной организации в 1946–1952. С началом холодной войны Норвегия сделала свой выбор в пользу Западного альянса.

С 1990-х гг. Норвегия совместно с другими скандинавскими странами участвует в программе "Скандинавский проект реформирования ООН", в рамках которой разрабатываются пути повышения эффективности ее деятельности в социальной и экономической сфере. В 2001-2002 гг. Норвегия была членом Совета Безопасности. Несмотря на то, что выплаты Норвегии составляют около 0,65 % регулярного бюджета ООН и бюджета сил ООН по поддержанию мира, большое значение имеют добровольные вклады. В 2002 г. общая сумма регулярных выплат была около 33 млн. долларов США (включая специализированные организации и миротворческие операции), в то время как сумма добровольных вкладов (в том числе во Всемирный банк и в региональные банки развития) дошла до 430 млн. долларов США.

До 1963 власть в стране прочно удерживала Норвежская рабочая партия, хотя уже в 1961 она утратила абсолютное большинство в Стортинге. Оппозиция, недовольная расширением государственного сектора, ждала подходящего случая для того, чтобы отстранить правительство НРП. Воспользовавшись скандалом, связанным с расследованием катастрофы на угольной шахте на Шпицбергене (погиб 21 человек), ей удалось сформировать правительство Й.Люнге из представителей «несоциалистических»2 партий, но оно продержалось лишь около месяца. Вернувшись на пост, социал-демократический премьер-министр Герхардсен предпринял ряд популярных мер: переход к равной оплате труда для мужчин и женщин, увеличение государственных расходов на социальное обеспечение. Введение месячного оплачиваемого отпуска. Но это не предотвратило поражения НРП на выборах 1965. Новое правительство из представителей партий Центра, Хёйре, Венстре и Христианской народной возглавил лидер центристов – агроном Пер Бортен. Кабинет в целом продолжал социальные реформы (ввел единую систему социального обеспечения, включая всеобщую пенсию по старости, пособия на детей и др.), но одновременно провел новый вариант налоговой реформы в пользу предпринимателей. Одновременно в правящей коалиции обострялись разногласия по вопросу об отношении с ЕЭС. Центристы и часть либералов возражали против планов вступления в ЕЭС, и их позицию разделяли многие жители страны, опасаясь, что европейская конкуренция и координация нанесут удар по норвежскому рыболовству и судостроению. Однако пришедшее к власти в 1971 социал-демократическое правительство меньшинства во главе с Трюгве Браттели добивалось присоединения к Европейскому сообществу и провело в 1972 референдум по этому вопросу. После того, как большинство норвежцев проголосовало против, Браттели подал в отставку и уступил место правительству меньшинства трех центристских партий (ХНП, ПЦ и Венстре) во главе с Ларсом Корвальдом. Оно заключило договор о свободной торговле с ЕЭС.

Победив на выборах 1973, НРП вернулась к власти. Кабинеты меньшинства формировали ее лидеры Браттели (1973–1976). Одвар Нурдли (1976–1981) и Гру Харлем Брунтланд (с 1981) – первая в истории страны женщина – премьер-министр.

Правоцентристские партии усилили свое влияние на выборах в сентябре 1981, и лидер консервативной партии (Хёйре) Коре Виллок сформировал первое с 1928 правительство из членов этой партии. В это время экономика Норвегии находилась на подъеме благодаря быстрому росту добычи нефти и высоким ценам на мировом рынке.

В 1980-х годах важную роль приобрели экологические проблемы. В частности, леса Норвегии сильно пострадали от кислотных дождей, вызванных выбросом в атмосферу загрязняющих веществ промышленными предприятиями Великобритании. В результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 значительный ущерб был нанесен норвежскому оленеводству.

После выборов 1985 переговоры между социалистами и их оппонентами зашли в тупик. Падение цен на нефть породило инфляцию, возникли проблемы с финансированием программ социального обеспечения. Виллок ушел в отставку, и к власти вернулась Брунтланд. Результаты выборов 1989 затруднили формирование коалиционного правительства. Консервативное правительство несоциалистического меньшинства под руководством Яна Сюсе прибегло к непопулярным мерам, что стимулировало рост безработицы. Через год оно ушло в отставку в связи с разногласиями по вопросу о создании Европейского экономического пространства. Рабочая партия во главе с Брутланд вновь сформировала правительство меньшинства, которое в 1992 возобновило переговоры о вступлении Норвегии в ЕС.

На выборах 1993 Рабочая партия осталась у власти, но не получила большинства мест в парламенте. Консерваторы – от самых правых (Партия прогресса) до самых левых (Народная социалистическая партия) – все более утрачивали свои позиции. Партия центра, выступавшая против вступления в ЕС, получила втрое больше мест и выдвинулась на второе место по влиянию в парламенте.

Новое правительство вновь поставило на обсуждение вопрос о вступлении Норвегии в ЕС. Это предложение активно поддержали избиратели от трех партий – Рабочей, Консервативной и Партии прогресса, живущие в городах на юге страны. Партия центра, выражающая интересы сельского населения и фермеров, большей частью настроенных против ЕС, возглавила оппозицию, получив поддержку крайних левых и христианских демократов. На всенародном референдуме в ноябре 1994 норвежские избиратели, невзирая на положительные итоги голосования в Швеции и Финляндии несколькими неделями раньше, вновь отвергли участие Норвегии в ЕС. В голосовании участвовало рекордно большое число избирателей (86,6%), из них против членства в ЕС высказались 52,2%, а за вступление в эту организацию – 47,8%.

В 1990-х Норвегия подверглась растущей международной критике в связи с отказом прекратить коммерческий забой китов. В 1996 Международная комиссия по рыболовству подтвердила запрет на экспорт продуктов китобойной промышленности из Норвегии.

В мае 1996 вспыхнул самый крупный за последнее время трудовой конфликт в кораблестроении и металлургии. После забастовки, охватившей всю отрасль, профсоюзам удалось добиться снижения пенсионного возраста с 64 до 62 лет.

В октябре 1996 премьер-министр Брунтланд ушла в отставку в надежде обеспечить своей партии лучшие шансы на предстоящих парламентских выборах. Новый кабинет возглавил председатель НРП Турбьёрн Ягланд. Но это не помогло НРП выиграть выборы, несмотря на упрочение экономики, сокращение безработицы и снижение инфляции. Престиж правящей партии подрывали внутренние скандалы. Подали в отставку министр планирования, обвиненный в прежних финансовых манипуляциях во время пребывания в должности торгового менеджера, министр энергетики (в период нахождения на посту министра юстиции она санкционировала практику незаконных слежек), а также министр юстиции, которую критиковали за ее позицию в вопросе предоставления права на убежище для иностранных граждан. Потерпев поражение на выборах в сентябре 1997, кабинет Ягланда ушел в отставку.

Правоцентристские партии все еще не имели общей позиции по вопросу об участии в ЕС. Партия прогресса, выступавшая против иммиграции и за рациональное использование нефтяных ресурсов страны, на этот раз приобрела больше мест в Стортинге (25 против 10). Умеренные правоцентристские партии отказались от любого сотрудничества с Партией прогресса. Лидер ХНП Кьелль Магне Бундевик, в прошлом лютеранский пастор, сформировал коалицию из трех центристских партий (ХНП, Партия центра и Венстре), представлявших только 42 из 165 депутатов Стортинга. На этой основе образовалось правительство меньшинства.

В начале 1990-х годов Норвегия добилась роста благосостояния за счет широкомасштабного экспорта нефти и газа. Резкое падение мировых цен на нефть в 1998 тяжко отразилось на бюджете страны, и в правительстве произошел настолько сильный разлад, что премьер-министр Бундевик вынужден был взять месячный отпуск для «восстановления душевного равновесия»3. В 1990-х Норвегия подверглась растущей международной критике в связи с отказом прекратить коммерческий забой китов. В 1996 Международная комиссия по рыболовству подтвердила запрет на экспорт продуктов китобойной промышленности из Норвегии.

В мае 1996 вспыхнул самый крупный за последнее время трудовой конфликт в кораблестроении и металлургии. После забастовки, охватившей всю отрасль, профсоюзам удалось добиться снижения пенсионного возраста с 64 до 62 лет.

В октябре 1996 премьер-министр Брунтланд ушла в отставку в надежде обеспечить своей партии лучшие шансы на предстоящих парламентских выборах. Новый кабинет возглавил председатель НРП Турбьёрн Ягланд. Но это не помогло НРП выиграть выборы, несмотря на упрочение экономики, сокращение безработицы и снижение инфляции. Престиж правящей партии подрывали внутренние скандалы. Подали в отставку министр планирования, обвиненный в прежних финансовых манипуляциях во время пребывания в должности торгового менеджера, министр энергетики (в период нахождения на посту министра юстиции она санкционировала практику незаконных слежек), а также министр юстиции, которую критиковали за ее позицию в вопросе предоставления права на убежище для иностранных граждан. Потерпев поражение на выборах в сентябре 1997, кабинет Ягланда ушел в отставку.

Норвегия активно участвует в международном сотрудничестве, в частности в урегулировании ситуации на Ближнем Востоке. В 1998 Брунтланд была назначена генеральным директором Всемирной организации здравоохранения. Йенс Столтенберг выполнял обязанности Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Парламентские выборы 1997 не выявили однозначного победителя. Премьер-министр Ягланд ушел в отставку, поскольку его НРП потеряла 2 места в Стортинге по сравнению с 1993. Крайне правая «Партия прогресса» увеличила свое представительство в законодательном органе с 10 до 25 депутатов: поскольку остальные буржуазные партии не желали вступать с ней в коалицию, это вынуждало ее создать правительство меньшинства. В октябре 1997 лидер ХНП Кьелль Магне Бондевик сформировал трехпартийный кабинет с участием «Партии центра» и либералов. Правительственные партии имели всего 42 мандата. Правительство сумело удержаться у власти до марта 2000 и пало, когда премьер-министр Бондевик выступил против проекта строительства газовой электростанции, которая, по его мнению, могла оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Новое правительство меньшинства сформировал лидер НРП Йенс Стольтенберг. В 2000 власти продолжили приватизацию, продав треть акций государственной нефтяной компании. На новых парламентских выборах, состоявшихся в сентябре 2001, социал-демократы потерпели тяжелое поражение, показав худший результат со времени Второй мировой войны.

После выборов 2001 к власти вернулся Бондевик, который сформировал коалиционное правительство с участием консерваторов и либералов. Правительственные партии имели всего 62 места из 165 в парламенте. Представители «Партии прогресса» не были включены в состав кабинета, но оказывали ему поддержку в Стортинге. Однако этот союз не отличался устойчивостью. В ноябре 2004 «Партия прогресса» отказала кабинету в поддержке, обвинив его в недостаточном финансировании больниц и госпиталей. Кризис удалось предотвратить в результате интенсивных переговоров. Правительство Бондевика подверглось критике также за его действия в связи с разрушительным землетрясением и цунами в Юго-Восточной Азии, которые унесли жизнь многих норвежских туристов. Левая оппозиция усилила в 2005 агитацию против правительства, осудив проект развития частных школ.

В нач. 2000-х Норвегия переживала экономический подъем, связанный с нефтяным бумом. Весь период (кроме 2001) наблюдался устойчивый экономический рост, за счет нефтяных доходов был накоплен резервный фонд объемом в 181,5 млрд. долл. США, средства которого были размещены за рубежом. Оппозиция призывала использовать часть средств для увеличения расходов на социальные нужды, обещала снизить налоги на лиц с низкими и средними доходами и т.д.

Доводы левых были поддержаны норвежцами. На парламентских выборах в сентябре 2005 победила оппозиционная левая коалиция в составе НРП, «Социалистической левой партии» и «Партии центра». Лидер НРП Стольтенберг в октябре 2005 занял пост премьер-министра. Между победившими партиями сохраняются разногласия по вопросам о вступлении в ЕС (НРП поддерживает такой шаг, СЛП и ПЦ выступают против), о членстве в НАТО, об увеличении добычи нефти и строительстве газовой электростанции.

Экономика Норвегии

Норвегия располагает большими запасами гидроэнергии, леса (продуктивный лес занимает 23,3% территории), месторождениями железа, меди, цинка, свинца, никеля, титана, молибдена, серебра, гранита, мрамора и др. Достоверные запасы нефти составляют более 800 млн.т., природного газа - 1210 млрд. кубических метров4.

Экономическая политика Норвегии направлена на стабилизацию и противодействие безработице и инфляции, на стимулирование роста и  влияние на структуру промышленности и распределение доходов.

Регионы с небольшой концентрацией промышленных предприятий подвергаются более мягкому налогооблажению, чем другие регионы страны, в то же время были созданы кредитные организации для поддержки регионального промышленного комплекса, а также сельского хозяйства, рыболовства и некоторых других отраслей промышленности. Эти схемы способствуют внедрению инновационных технологий, поддержке традиционных отраслей промышленности, а также препятствуют внезапному исчезновению местных промышленный предприятий.

В дополнение к финансовой и кредитной политике, власти разработали  «политику регулирования доходов», цель которой состоит в принятии мер для оказания влияния на результаты переговоров по вопросам заработной платы, сельского хозяйства и рыболовства.

Распределение доходов достигается в первую очередь путем регулирования ставки подоходного налога и социальных льгот, включая систему социального обеспечения.

Соглашения о налогообложении расходов на исследования и развитие, а также государственная поддержка науки были введены для стимулирования развития новых отраслей промышленности.

Ведущие отрасли промышленности: нефтедобывающая и нефтехимическая, электрометаллургическая, радиоэлектронная, горнодобывающая, целлюлозно-бумажная, судостроительная. Норвегия занимает ведущие места по производству электроэнергии на душу населения, производству целлюлозно-бумажной массы, алюминия и ферросплавов.

Сила стран Северной Европы не в количестве, а в качестве и производимой продукции, в основном экспортируемой. Норвегия входит в число экономически наиболее развитых государств мира. Располагая передовой производственной базой и высококвалифицированной силой, Норвегия с её зависимостью от внешних рынков длительное время шла преимущественно по пути поиска и закрепления своих «ниш», относительно узкой специализации на производстве определенных продуктов, систем, компонентов, узлов.

При этом экономике Норвегии всегда была присуща способность быстро приспосабливаться к меняющейся ситуации в мировой экономике. Изначально специализация базировалась на природных богатствах и географическом положении. Важную роль играло море. Норвегия славилась своим международным судоходством, рыболовством и китобойным промыслом. Наличие большого числа полноводных и бурных рек вывело Норвегию по запасам гидроэнергии на первое место по Западной Европе.

Последние десятилетия на первый план вышли отрасли, использующие современные технологии. Все больше усиливается ориентация на выпуск наукоёмкой, высокотехнологичной продукции (электроника, промышленные работы, биотехнологии и тому подобное). В соединении новейших отраслей с традиционными, переживающими или уже пережившими коренную перестройку, лежит основа современной специализации экономики Норвегии.

Экономический кризисы середины 70-х начала 80-х годов, переплетение циклических спадов и структурных сдвигов едва не свели на нет те выгоды, которые извлекала Норвегия из специализации, затруднили лавирование за счет асинхронности, разновременности экономического цикла, как это было раньше. Во второй половине 70-х годов по ряду важных показателей Норвегия держалась только за счет нефти.

С переходом к интенсивному, ресурсосберегающему типу воспроизводства, современным технологиям Норвегия с учетом своих национальных потребностей и возможностей, уроков кризиса встала на путь структурной перестройки и определения новых направлений. Главным образом в сфере экспорта, всё более испытывающих на себе удары конкурентной борьбы на мировых рынках.

Успешное развитие экономики в 90-х заметно улучшило благосостояние и повысило жизненный уровень её жителей. В 1994 году страна занимала третье место в рейтинге государств с самой высокой долей ВНП на душу населения в мире, инфляция находилась на уровне 2-3% в год, наблюдалось заметное снижение количества безработных, а специалисты предрекали радужные перспективы и стабильное экономическое развитие на ближайшие годы. Все эти факторы свидетельствовали о здоровом состоянии экономики и отодвигали на второй план привлекательность участия в региональных программах ЕС с соответствующими денежными вливаниями в экономические структуры регионов. Несмотря на то, что в случае членства в организации на арктические районы Норвегии распространялась бы программа помощи северным регионам, именно жители Севера выступили наиболее негативно по отношению к ЕС, и подавляющие большинство голосов было отдано против. Зная экономические возможности и потенциал развития своей страны, они в последнюю очередь думали о возможном финансировании из Брюсселя местных отраслей. К тому же, по проводившимся подсчетам, в первые годы членства в ЕС Норвегию ждал негативный баланс финансовых поступлений из фондов организации. Позитивные изменения начали бы наблюдаться только через несколько лет.

Современная Норвегия

На сегодняшний день благоприятная обстановка в отношениях России и Норвегии. Нефтяные ресурсы, за счет которых живет Норвегия, быстро истощаются, но на востоке, возле Баренцева моря, существует спорная с Россией «серая зона», богатая природным газом. Россия в лице «Газпрома» и Норвегия решили создать совместную экономическую зону в этом районе. Это удачное сотрудничество для обеих стран. Однако зона в большей мере принадлежит России, а идея создания зоны Норвежская и предусматривает ее активное участие. Проект пока еще не разработан и находится в стадии идеи.

Норвегия продолжает подвергаться критике защитниками окружающей среды за игнорирование соглашений об ограничении промысла морских млекопитающих – китов и тюленей. А потому Норвегия активно включается в экологические программы. Так в 2007 году совместно с Россией начался совместный экологический проект «Баренцевоморский центр обучения и реагирования» для ликвидаций последствий нефтяных разливов в море. Правда, несмотря на критику, Норвегия остается одной из лучших стран для проживания.

По инициативе Норвегии, которую поддержали Россия и Финляндия. был создан в 1993 году Совет Баренцева/Евро-арктического региона (СБЕР). Главным мотивом, а в Совет входят Дания, Исландия, Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция, а также представитель Европейской комиссии (еще девять стран имеют статус наблюдателя), было стремление к поддержанию многовековой приверженности народов Баренцева региона добрососедству и сотрудничеству, его экологическому развитию и освоению природных богатств, созданию более комфортных, достойных человека условий жизни5. При этом имелось в виду, что Совет не будет дублировать или подменять уже ведущуюся на двусторонней или многосторонней основе работу между странами-членами, но будет способствовать развитию именно регионального сотрудничества.

Норвежские власти по многим причинам придают большое значение развитию Баренцева региона. Это один из районов в котором холодная война была особенно холодной. Поэтому необходимо заботится о том, чтобы использовать имеющуюся историческую возможность для установления прочных, добрых и мирных связей. Лучший способ предотвратить появление нового недоверия и конфликтов - это взаимно налаживать долговременное и обязывающее сотрудничество между российскими и норвежскими обществами во всех важных областях жизни.

Поскольку Норвегия является страной-членом НАТО, то обострение отношений может привести к тому, что Норвегия станет для России потенциальным противником в Северной Европе. При повышении уровня военной напряжённости в Северной Европе, влияние США в Европе, и в Норвегии в частности, усилится, что в свою очередь может привести к передислокации российских войск на север России. В таком случае, не исключено, что последствия «холодной войны» могут трансформироваться в «холодный мир», при котором соперничество НАТО и России будет доминировать над влиянием ЕС и Германии.

 

Список литературы о Норвегии

 

  1. Андреев Ю.В. Экономика Норвегии. М., 1977

  2. История Норвегии. М., 1980

  3. Сергеев П.А. Нефтегазовая промышленность Норвегии: экономика, наука, бизнес. М., 1997

  4. Одземковский Я. Нарвик, 1940: Пер. с пол./Я.Одземковский. – М., 2003

  5. Самотейкин Е. Растоптанный нейтралитет. Как и почему Норвегия стала жертвой фашистской агрессии. Москва, 1971

  6. Ристе У. История внешней политики Норвегии. М., 2003

 
 

Какие исторические темы хотите видеть на сайте?

Поиск

Интересное

  • Ваганьковский холм

    Ваганьковский холм никогда не относился к семи холмам, на которых стоит Москва. И в то же время это удивительное место полно загадок и имеет богатую историю.

    Подробнее...
  • Сикхизм

    Роль географического фактора в истории Панджаба

    Пенджаб (Пятиречье) – находится на северо-западе индийского субконтинента. С двух сторон Панджаба обрамляют горы: с запада – Сулеймановы горы и Гиндукуш, с севера – тот же Гиндукуш, Каракорум и Шивалик – предгорья Гималаев. С востока Панджаб ограничен междуречьем Сатледжа и Ямуны.

    Подробнее...