История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

Вспоминаем историю Дома Советов РСФСР (ныне Белого дома), который был одним из самых известных советских долгостроев. Административное здание на Краснопресненской набережной строилось с 1965 по 1981 год по проекту одного из известных архитекторов Москвы - Дмитрия Чечулина.

На месте авторемонтной базы

Строительство правительственного здания (тогда — Дома Советов) на месте бывшей авторемонтной базы и остатков когда-то существовавшей мебельной фабрики Шмита началось в 1965 году. Прежде здесь планировалось возвести жилые дома, которые должны были обрамлять Конюшковскую улицу и Краснопресненскую набережную. Однако к середине 60-х гг. прошлого века из-за увеличения количества руководящих партийных работников и госслужащих СССР и РСФСР, имеемых правительственных (административных зданий) в Москве стало не хватить. Тогда решили на месте бывшей авторемонтной базы на Краснопресненской набережной построить для РСФСР (Верховного Совета и Совета Министров) новое здание. Туда же и "подселили" Комитет народного контроля СССР (КНК СССР).

Строительство нового правительственного (административного здания) на месте бывшей авторемонтной базы и остатков когда-то существовавшей мебельной фабрики Шмита началось в 1965 году. Это здание построили в 1981 году, хотя задумали еще в 1965-м. В СССР это был один из долгостроев. На планы властей построить административное здание на Краснопресненской набережной, также повлияло решение о строительстве на Новом Арбате высотки СЭВ и чуть дальше, на Пресне, Центра международной торговли. Здание, предназначенное для Комитета народного контроля и Верховного Совета РСФСР, должно было стать частью этого административного комплекса.

Его проектирование поручили группе архитекторов «Моспроект-1» под руководством Дмитрия Чечулина, бывшего главного архитектора столицы (1945–1949), автора гостиницы «Россия», высотки на Котельнической набережной, гостиницы «Пекин» и многих других московских построек. Дом Правительства стал последним прижизненным проектом архитектора, в котором он воплотил ряд нереализованных решений (прежде всего по проекту Центрального дома «Аэрофлота» 1930-х).

По проекту главный вход в здание ЦДА венчал портик, напоминающий триумфальную арку. Наверху предполагалось установить семь скульптур летчиков, спасших пассажиров затонувшего крейсера «Челюскин». Скульптурный стилобат здания был решен в виде киля корабля, нос и корма которого завершаются крупной групповой скульптурой. Фасады постройки предполагалось выполнить из светлых материалов, искусственного и натурального мрамора, все металлические детали и оконные переплеты — из алюминия. В здании должны были разместиться все учреждения «Аэрофлота», а также клубные и культурно-просветительные помещения, конференц-зал, музей с экспериментальными лабораториями. Однако реализовать проект не удалось: аккурат накануне войны было решено реконструировать площадь Белорусского вокзала, и здание-корабль в эти планы уже не вписывалось.

Частично реализовать свои наработки для ЦДА Чечулин смог в своем последнем прижизненном здании — сегодня его называют Белым Домом. «Идеи, которые архитектор воплотил в Доме Советов РСФСР, были достаточно смелыми для тех лет, поскольку тогда в архитектуре царствовал модернизм, а в Доме Советов мы видим элементы ар-деко и монументализма, которые были уже не характерны для того времени. Здание абсолютно самостоятельное, не вписывается в облик набережной, тем не менее за 30 с лишним лет вместе с высоткой СЭВ оно создало свое окружение.

Сооружение имеет три подземных этажа, бункер, стоянку и холодильное оборудование. Но главной загадкой Дома Советов (Белого Дома) считается система подземных переходов, якобы соединяющих здание с метро. Однако по мнению историков, это очередной миф. Ведь если бы были эти подземные переходы (коллекторы), то судьба ряда защитников Белого Дома в октябре 1993 года могла быть другой. Проще говоря, они бы не погибли от танкового обстрела 4 октября 1993 год и последовавшего за ним пожара, а сумели бы уйти из здания по подземным коллекторам.

В этом месте достаточно сложный грунт, там протекает речка Пресня, коллектор которой находится практически под Белым домом, рядом с Горбатым мостом. Кроме того, здесь ощутимый перепад рельефа, из-за которого в свое время были проблемы при строительстве Кольцевой линии метро от «Краснопресненской» до «Киевской».

В августе 1991 года Дом Советов стал центром противостояния ГКЧП СССР и сторонников новоизбранного президента РСФСР Бориса Ельцина. Однако во время августовских событий здание не пострадало.
В октябре 1993 года, когда в стране сложился очередной политический кризис, из прибывших на Краснопресненскую набережную танков Таманской дивизии по Белому дому было выпущено 12 танковых снарядов, которые вызвали сильный пожар и повредили здание. Реконструкция бывшего Дома Советов (в 1993 году за ним закрепилось название Белый дом) заняла несколько лет. С тех пор здание закреплено за правительством РФ.

Поиск

Интересное

  • ХЕПРИ

    Хепри

    Хепри (Хепера, Хепра, Хапер) — в египетской мифологии солнечный бог, изображавшийся в виде жука-скарабея. Из-за своего поведения (навозные жуки скатывают из навоза шарики и катят их к своему жилищу) скарабеи ассоциировались с силами, которые катают Солнце по небу. Ночью Хепри не прекращал свою работу, катая Солнце под Землёй.

    Подробнее...
  • Путешествие ледокола "Анастас Микоян"

    Героический боевой путь ледокола «Анастас Микоян». Какое же путешествие он совершил и каков был его путь? Давайте разбираться. 

    Подробнее...