История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

Этапы развития исторической науки в германии. Отличительные черты германской историографии. Крупнейшие ученый, университетские и научно-исследовательские центры. Переводы трудов германских историков на русский язык.

Зарождение школы Леопольда фон Ранке. Ее влияние на историографию Германии второй половины ХIХ в.

Л.фон Ранке (1795–1886) – его понимание исторического процесса, значения государства и войны, роли государя в истории. Историко-критический метод. Ранкеанство как понятие в историографии.

Либерально-буржуазная историографическая школа Фридриха К.Шлоссера (17761861). Соперничество со школой Л.фон Ранке. "Общая картина движения всего народа по пути прогресса". Труды Георга Гервинуса (1805–1871). Политическая активность Г.Гервинуса в революции 18481849 гг. Идея создания в Германии конституционного государства во главе с Пруссией.

Германская историография накануне объединения Германии

Два главных напрaвления в германской историографии в 5060-е гг. XIX в.:

        1. Прусско-малогерманская школа (примыкает к школе Л.Ранке).

        2. Австро-великогерманская (католическая школа).

Господствующее положение малогерманской школы в исторической науке Германии. Объединение Германии вокруг Пруссии. Главные представители малогерманской школы: Генрих фон Зибель (18171895), Генрих фон Трейчке (18341896) и др. Г.фон Зибель – идеолог малогерманской школы. Зибель и Бисмарк. Зибель и определение роли Бисмарка в истории Германии. Основание "Исторического журнала" (ведущий орган исторической науки ФРГ до сего дня). "История Германии XIX в." Г.Трейчке. Идеологическая подготовка войны против Австрии (1866). Поддержка опруссачивания Германии. Государство как высочайшая нравственная власть, стоящая над партиями и классами. Пренебрежение к истории рабочего и демократического движения. Кризис малогерманской школы.

Австро-великогерманская школа (великогерманская школа). Приверженцы католицизма и Габсбургов. Труды Юлиуса Фиккера (1826–1902). Идея создания Габсбургской империи, занимающей всю срединную Европу. Идеологическая концепция Фиккера. Успешное национальное развитие Германии – в господстве над другими народами.

Германская историография после объединения Германии

Новая историческая школа политической экономии Густава Шмоллера (18301917). Легенда о социальной миссии Гогенцоллернов. Работы Луйо Брентано (18441931).

"Новый либерализм" в буржуазной историографии в конце XIX в.

Школа "нового либерализма" как результат кризиса малогерманской школы и изменения позиций самих историков. Оппозиция историков к Бисмарку. Иоганн Шерр. Якоб Бургхардт (18181897). Концепция важности духовной культуры человека и права человека на свободное развитие.

Дискуссия по вопросам методологии истории в Германии в конце XIX в. (К.Лампрехт и др.).

Социал-демократическая историография

К.Каутский (18541938). История движения народных крестьянских и плебейских масс. Э.Бернштейн (18501932). Оценка роли народных движений в Английской буржуазной революции XVII в.

Германская историография перед Первой мировой войной

Новая обстановка в стране: подъем классовой борьбы и консолидация правых сил для пропаганды империалистических захватов.

Формирование пангерманской историографии. Д.Шеффер (18451929) и его работа "Германия на море" (1897). Г. фон Белов о роли юнкерства и военщины в истории Германии.

Консервативное направление (умеренное) – М.Ленц, Р.Козер, О.Хинце, др. в новых исторических условиях. Макс Ленц (18501953), Отто Хинце (18611940) как неоранкеанцы.

Позднелиберальная историография: Г.Дельбрук (18491929), Ф.Майнеке (18621954), Г.Онкен (18691945), др. – социально-политические установки и круг исследуемых проблем.

Германская буржуазная историография об ответственности Германии за развязывание Первой мировой войны

Буржуазная историография Германии: ее роль в разжигании шовинистическо-милитаристской пропаганды. Л.Д.Шеффер и его опусы: "Немецкий народ и Восток", "Германия и восточные земли…" В.Зомберг… "Милитаризм – это доказательство немецкого геройства".

Докладная записка Ф.Майнеке, Д.Шеффера, Г.Онкена (1915), оправдывавшая цели войны для Германии.

Современная историография ФРГ о причинах войны: 1) Концепция "соскальзывания в войну" (Голо Манн, дискуссия 1980 г.); 2) Радикальное направление (Ф.Фишер, И.Геисс, др.); 3) Концепция "сохранения равновесия сил" (В.Хильгрубер, др.); 4) Концепция агрессии Антанты" (Э.Хельцле); 5) Социально-критическая школа (Г.Велер, А.Винклер, др.).

Историография Ноябрьской революции в Германии

  1. Марксистская оценка;

  2. Буржуазная историография (Б.Брейтхаупт, Г.Онкен, др.);

  3. Социал-демократическая трактовка (Э.Кутнер, Г.Носке);

  4. Центристская трактовка;

  5. Симпозиум в Берлине, сентябрь 1988 г., посвященный 70-летию революции в Германии.

Германская историография в 19181945 гг.

Ноябрьская революция и Веймарская республика в оценках ее критиков (В.Герлиз, Э.Эйк, В.Зомбарт, А.Валь, Г.Риттер) из лагеря умеренно-консервативных и консервативных историков. Либеральная (Ф.Майнеке, Г.Онкен) и леволиберальная (И.Циркуш, Л.Бергштессер) историография о происхождении войны и значении Веймарской республики. Положения радикально-демократического направления (В.Хольгартен).

Социал-демократическая историография о проблемах: 1) теории исторического процесса; 2) истории рабочего движения в Германии (К.Каутский, М.Кварк, А.Розенберг).

Марксистская историография.

Историография ФРГ после Второй мировой войны

Г.Риттер и консервативно-националистическое направление (основные работы и положения).

Радикальное направление: Ф.Фишер о нацизме и ответственности Германии за развязывание мировой войны ("Рывок к мировому господству" 1961; "Война иллюзий" 1968). Влияние радикального направления на историографию ФРГ.

Социал-критическая школа в историографии ФРГ: причины зарождения в 1970-е гг. Задачи исследования, поиск новой методологии, основные выводы.

Буржуазная историография о нацизме: вопрос о военных преступлениях, миф об ответной немецкой репрессии и т.д.

Спор историков ФРГ в 1986 г.: 1) Где и в чем причины Второй мировой войны; 2) Как относиться к преступлениям нацистов).

Отдельно можно найти на этом сайте Историография Германии - вопросы

Какие исторические темы хотите видеть на сайте?

Поиск

Интересное

  • Зачем нужны колокольчики?

    Раньше колокольчик был частым атрибутом вещей русского человека. Однако, вещь это была не символическая, а имела чисто практическое назначение.

    Подробнее...
  • Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso)

    Publius Ovidius Naso

    Античность оказала огромное влияние на общеевропейскую культуру, заложив фундамент ее развития. С тех времен до нас дошли труды многих философов и поэтов, которые не потеряли свою актуальность и в наши дни.

    Подробнее...