История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

После поражения Афин в Пелопоннесской войне победители навязали покоренным правительство, призванное уничтожить демократию. Его лидер Критий пытался превратить Афины в подобие Спарты и вел политику террора.

Приход Тридцати к власти

В 405 году до н. э. афинский флот был уничтожен при Эгоспотамах. Спартанские войска с моря и суши блокировали Афины. В осажденном городе начали набирать силу сторонники олигархии.

Лисандр наблюдает за разрушением длинных стен Афин. 

Новые спартанские условия мира предполагали «безоговорочную капитуляцию» и уничтожение Длинных стен, обеспечивавших безопасность Афин и порта Пирея. Афиняне также должны были выбрать комиссию из тридцать граждан, которые занимались бы разработкой законов «в духе старины», что предполагало ограничение демократии.

Первоначально в комиссию должны были входить сторонники Крития, Ферамена и демократии. Под давлением Лисандра членами правительства стали приверженцы Крития и некоторое количество сторонников Ферамена.

Тридцать у власти

Первым делом Критий и его коалиция выбрали совет пятисот из избранной тысячи граждан. Была сформирована традиционная коллегия архонтов во главе с архонтом-эпонимом Пифодором.

Члены коллегии одиннадцати надзирали за тюрьмами и казнили преступников или тех, кого называли таковыми Тридцать, а также руководили конфискацией их собственности. Коллегия десяти правила Пиреем и имела там те же полномочия казнить без суда неугодных. Ее членом (и возможно лидером) был кузен Крития Хармид. Уличной полицией и охраной правителей были триста биченосцев.

После прихода к власти Тридцать начали осуждать на казнь неугодных им людей. Первыми жертвами стали стратеги и таксиархи, выступавшие годом раньше против мирных переговоров.

После этого Критий объявил, что город должен быть очищен от преступников, а оставшиеся граждане направлены на путь доблести и справедливости. По приказу правителей были арестованы и казнены процветавшие при демократии сикофанты (доносчики). Афиняне даже одобрили это решение.

Критий был горячим почитателем Спарты и хотел изменить Афины на спартанский манер. В новом полисе не было место царской власти, коллегии эфоров, а также илотам и жестоким криптиям. Но тиран попытался укоренить на каменистой аттической земле три элемента спартанского государства — герусию, сословие гомеев и сословие периэков.

Аналогом герусии должна была стать сама коллегия Тридцати. Через несколько месяцев правители составили список 3000 афинян, которые отныне считались гражданами полиса. Они становились аналогами спартанских «гомеев» («равных») или «спартиатов» — верхушки лакедемонского общества, его полноправных граждан.

Остальные жители Аттики объявлялись аналогом периэков — лично свободных, но не имеющих политических прав граждан. Те, кто не попал в список из 3000, должны были покинуть город. У афинян было конфисковано оружие. Собственники земельных наделов должны были жить на них. Другие могли купить участки или стать наемными сельскими работниками.

Тридцать отменили закон, ограничивающий власть аристократического совета Ареопага. Во внутренней политике Критий и его приверженцы начали открытый террор. Жертвами становились афиняне, популярные у сограждан, и личные враги членов правительства. Среди них были и люди из уважаемых в городе семей. Например, Никерат, сын погибшего на Сицилии полководца Никия.

Особой категорией жителей Афин были метеки, свободные люди, не имеющие политических прав. Часто это были переселенцы, занимавшиеся в городе торговлей или ремеслом и сколотившие состояние. Любой из членов правительства имел право казнить метека и присвоить его имущество.

Критий против Ферамена

После составления списка 3000 граждан назрел конфликт внутри правительства Тридцати. Помимо Крития, политическим весом обладал Ферамен — одна из самых противоречивых фигур афинской истории. Его уважал Сократ, Аристотель считал его одним из лучших государственных деятелей, но многие современники не согласились бы с такой оценкой. Для них Ферамен был двуличным и беспринципным политиком.

Он входил в число организаторов переворота 411 года до н. э., но позже принял участие в свержении тех, кому помог прийти к власти. Ферамен несколько раз с успехом командовал флотом. В конце Пелопоннесской войны он проводил мирные переговоры в Спарте и, по мнению современников, сознательно их затягивал, чтобы доведенные до отчаяния афиняне приняли любые условия.

Ферамен предавал людей, но был верен своей идее — он пытался установить в Афинах умеренную демократию, где политические права имели бы граждане, способные оплатить вооружение гоплита или всадника. Этой идее были одинаково враждебны и радикальная демократия конца Пелопоннесской войны, и олигархический режим Крития.

Надгробие афинского всадника. 

Ферамен убеждал Крития, что 3000 граждан недостаточно для того, чтобы стать опорой нового режима. Также он считал бессмысленным проведение многочисленных казней. Был созван совет, где оба лидера Тридцати могли высказать свои аргументы.

Первым выступил Критий. Он заявил о необходимости преследования тех, кто критикует их строй, открыто назвал Ферамена врагом режима и потребовал его казни.

В ответ Ферамен указал на то, что преследование добропорядочных граждан сделало их противниками правительства. Сокращение числа граждан до 3000 ослабляло государство.

Члены совета ответила на речь Ферамена одобрительным шумом. Критий понял, что проиграет голосование, и решил применить силу. Он расставил на возвышенностях около совета своих сторонников с оружием и объявил, что исключает Ферамена из числа 3000, которые обладали неприкосновенностью.

Бывшего члена правительства приговорили к смертной казни через принятие яда. Современник этих событий Ксенофонт не был сторонником Ферамена и не раз писал о его неприглядных поступках, но повествуя о последних минутах политика, отметил его мужество. Ферамен выпил яд, плеснул остатки содержимого кубка на землю, как при игре в коттаб, со словами: «Дарю это моему ненаглядному Критию» (эти слова произносили во время игры).

Коттаб — популярная игра во время греческих застолий. 

Падение Тридцати

После убийства Ферамена количество расправ над афинянами увеличилось. Многие бежали из Аттики, найдя убежище в соседних землях — Мегарах и Фивах. Именно в беотийских Фивах скрывался после установления в Афинах тирании Фрасибул, один из афинских стратегов Пелопоннесской войны.

Зимой 403 года до н. э. он с 70-ю соратниками захватил афинскую крепость Филу. Отряды Тридцати осадили ее, но защитники смогли отбросить их. Войско сторонников Крития разместилось в 15 стадиях от крепости. К Фрасибулу стали стекаться люди, готовые бороться за свержение тирании. Среди них были не только афинские граждане, но и метеки и рабы.

Когда в Филе собралось уже 700 воинов, Фрасибул ночью атаковал отряды сторонников Тридцати и обратил их в бегство. После этого его отряд, достигший уже 1000 человек, захватил порт Пирей.

Тогда Критий лично вывел против Фрасибула трехтысячное войско, основой которого стали его полноправные граждане. Фрасибул выбрал для боя место, где его противники не могли реализовать численный перевес. К нему прибывало много новых людей, но большинство из них имели только легкое вооружение, дротики и пращи.

Фрасибул и его сторонники атаковали врага и победили. В битве при Мунихии нашли смерть около 70 афинян, среди которых оказались сам Критий и его родственник Хармид.

Собрание 3000 в Афинах отстранило от власти обезглавленное правительство Тридцати. Многие из полноправных граждан были замешаны в преступлениях Крития и его сторонников или просто не хотели расставаться с привилегированным статусом, поэтому продолжали борьбу с «пирейцами» и отправили послов в Спарту с просьбой о помощи. Уцелевшие члены правительства Крития и их приверженцы нашли убежище в Элевсине.

От Спарты зависело, будет ли в Афинах восстановлена демократия или власть снова получит правительство, подобное Тридцати. Режим Крития захватил годом ранее власть благодаря поддержке полководца Лисандра. Через год влияние этого политика пошло на спад, и спартанцы начали «демонтаж» созданной им империи, где подчиненными городами управляли спартанские губернаторы-гармосты и «декархии» (советы десяти) из числа местных сторонников Лисандра. Вариантом такого режима была комиссия Тридцати.

Одновременно с этим произошли изменения в Афинах. Источники расходятся: или в городе произошел еще один переворот, и правительство десяти было заменено новым, или просто были заменены несколько членов правительства, но у власти оказались люди, готовые заключить мир.

В Аттику прибыл с войском царь Спарты Павсаний, соперник Лисандра и противник его методов господства в Греции. Он добился примирения между Афинами и Пиреем. В Афинах восстанавливалась демократия, граждане получили обратно имущество, которое было отнято при Критии. Чуть позже афиняне приняли закон, по которому нельзя было спрашивать возмездия за прошлое. Так сторонники Крития могли не опасаться за свою жизнь. В случае прибытия в Афины под суд попадали только уцелевшие члены правительства Тридцати и бывшие при них начальники тюрем и правители Пирея. Но даже они получали возможность оправдаться, предоставив отчет о своей деятельности.

Награждение Фрасибула лавровым венком. 

В 401 году до н. э. объединенное войско афинян, бывших раньше и сторонниками Фрасибула, и «трех тысяч», выступило против засевших в Элевсине сторонников Тридцати. До боя не дошло, потому что, как равнодушно сообщает Ксенофонт, афиняне перебили вышедших на переговоры «стратегов элевсинцев». Возможно этими стратегами были уцелевшие члены тиранического правительства. После этого Элевсин вернулся в состав Афинского полиса, а демократия просуществовала еще 80 лет.

Критий вошел в историю как тиран и убийца, но для некоторых современников из числа аристократов он был героем. Платон не побоялся сделать его одним из героев «Диалогов». В частности, именно он главный рассказчик в диалогах «Тимей» и «Критий» — тех самых, которые рассказывают об Атлантиде. Это символично, так как в описании затонувшего континента видят критику современных Платону Афин.

Именно в уста Крития вложил Платон рассказ об Атлантиде. 

Друзья из числа сторонников олигархии заказали статую на могиле Крития в виде персонифицированной Олигархии, поджигающей факелом Демократию. Подпись к статуе гласила: «Памятник это мужей благородных, которые хоть ненадолго // Спесь смогли укротить афинян народа проклятого».

Какие исторические темы хотите видеть на сайте?

Поиск

Интересное