История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

Роль географического фактора в истории Панджаба

Пенджаб (Пятиречье) – находится на северо-западе индийского субконтинента. С двух сторон Панджаба обрамляют горы: с запада – Сулеймановы горы и Гиндукуш, с севера – тот же Гиндукуш, Каракорум и Шивалик – предгорья Гималаев. С востока Панджаб ограничен междуречьем Сатледжа и Ямуны.

Панджаб – один из самых интересных в мировой истории очагов цивилизационного взаимодействия (политического, экономического, военного, социального, этнического, религиозного, культурного). Именно Панджаб (вместе с расположенной южнее страной Синд) был очагом древнейшей в истории Индии Хараппской археологической культуры – цивилизации (III тыс. до Н.Э. 2300 г. до Н.Э. – начало II тыс. до Н.Э. 1700 г. до Н.Э.)1.

С древнейших времён Панджаб в силу его географического положения служил воротами Индии: именно через Панджаб из Афганистана на протяжении чуть более 4000 лет (с III тыс. до Н.Э. – и приблизительно по XVI в. Н.Э.) накатывались волны миграции, проходили завоеватели, мирные переселенцы, купцы, путешественники, проповедники, распространялись иноземные культурные влияния.

Краткий итог

Таким образом, Панджаб всегда находился на передовой линии контактов Индии с внешним миром (эти контакты и шли главным образом через северо-запад: общение по морю было ограниченным, а через Гималаи и Тибет не поконтактируешь).

Внутриполитическая, социальная, религиозная ситуации в Панджабе в XV – первая половина XVI вв.

Феодальные войны в начале XV века к середине XV века сменились:

во-первых, развитием хозяйства;

во-вторых, усилением аристократии и духовенства и их права на эксплуатацию низших слоёв населения;

в-третьих, противостоянием индуистской аристократии кшатриев индусскому духовенству брахманам;

в-четвёртых, антагонизмом между индуистской аристократией кшатриев и мусульманской аристократией;

в-пятых, антагонизмом между брахманами и исламским духовенством;

в-шестых, антагонизмом между индуистскими и мусульманскими простолюдинами;

в-седьмых, стремлением простолюдинов вырваться из кастовой системы.

Таким образом, в XV – начало XVI в., отмечены заметным усилением социальной напряжённости.

Мощное аграрное (антифеодальное?) движение охватило Панджаб в 1419 году. Мукта Сирхинда Малик Султан-шаха Лоди выставил против «мятежников» отряды феодальных владетелей Пенджаба и присланные султаном Дели войска состоялось несколько сражений, в результате которых силы «мятежников» были разгромлены. Сам лидер «мятежников» Саренг был схвачен в одном из сражений и казнён2.

В указанный период апогея достигает бегство крестьян из деревень.

Широкое распространение среди простолюдинов получили сектантские учения, покушавшиеся на авторитет ортодоксальной религии, а следовательно, и на существующей общественный порядок3.

Большое число приверженцев имело учение махдистов. В XV – начале XVI века центром их пропаганды стал Гуджарат. Проповедником местного учения махдистов был Мир Сайид Мухамад (1443 – 1503) из Джаунпура, провозгласивший себя Мхди в Ахмабаде. Его сторонники были в основном люди из народа. Именно среди них находили отклик его эгалитаристские идеи, призыв к имущественному равенству, возврат к принципам раннего ислама. Поддерживали «Мессию» и немногие феодалы в целях использования махдистского движения в своих политических целях. В первой четверти XVI века деятельность махдистских общин сильно активизировалась, приемники Мир Сайида Мухамада привлекали к своему учению, как мусульман, так и индусов4.

В Гуджарате, Синде и Мултане в конце XV – начале XVI в. значительное распространение получила секта сатпантх (истинный путь). Её учение представляло своеобразный синтез ислама и религиозных верований индусов. Следование по «истинному пути» должно было избавить верующих от колеса перерождений, освободить от проступков совершённых в прошлых жизнях. Сантпантхи осуждали тунеядство, богатство и роскошь, прославляли личный труд. В пренебрежении к кастовым установлениям (последователям секты мог стать каждый, не зависимо от положения в обществе), в идеи равенства людей перед богом проявлялось недовольство существующим порядком5.

Антифеодальные настроения в XV – начале XVI в. проявились в религиозно мистических учениях бхакти («причастность [богу]» или «любовь к богу»).

Само учение древней Индии бхакти зародилось в кшатрийской среде, было узко аристократическим течением и отражало противоборство военно-земливладельческой аристократии теократическим тенденциям брахманства.

Подхватив выдвигавшуюся в древней религиозно-филосовской и этической литературе Индии мистическую идею о возможности изменения кармы путём бхакти, средневековые проповедники придали ей новую социальную направленность6.

Бхактийские учения появились в разных частях Индии независимо друг от друга. Но, рождаясь в аналогичных общественно-экономических условиях, они обладали рядом общих черт: акцент делается на отрицание кастовой иерархи на эмоциональном единении с божеством, для которого не нужны ни рецитация священных текстов, ни религиозные ритуалы (а значит и посредники мулы и брахманы), ни паломничества, ни отшельничества с его подвигом аскетизма7.

Одним из направлений или (течений) бхакти которое как считают Фурсов К.А.8, Успенская Е.Н. и Котин И.Ю.9 оказало вмести с суфизмом большое влияние на становление идей сикхизма, был ниргун («без качеств»).

Основная идея ниргун-бхакти – поклонение богу как безличному абстрактному абсолюту, который для человеческого ума непостижим, а потому его можно описывать только по негативу – как не имеющего таких-то свойств (бесформенный, неумирающий и т.п.).

В XV – начале первой четверти XVI в. единовременно с индусскими мистическими сектами: Махдистов, Сатпантхов, Бхакти и ещё тысячи им подобных в Индии существует суфизм.

Суфизм «суф» (шерсть)10 это мистическое течение в исламе11 сыграло значительную роль в исламизации части Индии: суфийские мистицизм имел немало точек соприкосновения с индийскими верованиями и их мистицизмом, в том числе и с бхакти. Суфийские шейхи тоже делали акцент на приближение к богу через любовь, через эмоции, при минимальной роли ритуала12.

Таким образом, как и бхакти, суфизм на идейно-религиозном уровне тоже подчас отражал интересы низших слоёв населения.

Краткий итог

И так подводя небольшой итог, скажем, как мы ведем, несмотря на окончание феодальных войн внутриполитическая социальная и религиозная ситуации в Индии в XV – первой половины XVI века и в частности в Панджабе были накалены до придела. Однако социально-политические и религиозные конфликты выливались преимущественно в форму религиозного сектантства религиозный синкретизм, которого соединил в себе положения разных главным образом нетрадиционных периферийных течений в индуизме и исламе и их религиозных учений. Но, главное в сектантских вероучениях нашли своё отражения представления простолюдинов об эгалитаризме и моральной экономики.

Таким образом, мы можем говорить о том, что религиозное сектантство как форма социального протеста XV века первой половины XVI века приуготовило появление такой религии как сикхизм.

Теперь перейдём ко времени возникновения Сикхизма и векторной противоречивости религиозного учения и социальных реалий в сикхизме.

Основателем Сикхизма является Нанак (1469 – 1539).

Достоверных сведений о жизни Нанака очень мало и большинство из них не переведены на русский язык. Главным источником о жизни Нанака служат сочинения Джанам сакхи – это жанр сикхской ариографии, жития первого гуру, написанные только лишь в конце XVI в. 90-е. годы и в XVIII веки. В этих рассказах образ Нанака оброс легендами и подвергся мифологизации13.

Основатель сикхизма был уроженцем деревни Тальванди (теперь – Нанкана сахиб) на территории Панджаба. Его родители отец Мехта Калу (1440 – 1522) и мать Трипта Деви (14..? – 1522) принадлежали к числу низших каст варны кшатриев (воинов и администраторов – «Кхатри»)14. Таким образом, Нанак происходил из низов аристократии.

И как утверждает Котин И.Ю. больше достоверных сведений, о жизни Нанака как обычного человека нет15.

В сикхскую общину в начальный период её истории, охватывавший время жизни Нанака, входили главным образом торговцы, ремесленники, представители непрестижных в феодальном обществе профессий, отчасти – крестьяне из касты джатов.

Стержневая идея первоначального учения гуру Нанака характеризуется следующим образом: Бог Един и Вездесущ. Служить ему нужно не, сколько молитвой и песнопениями (пренебрегать которыми, однако, тоже не следует), сколько добродетельной жизнью, проявляющейся в труде, щедрости, дружественности. Все перед Богом – равны. Значение касты и имущественное неравенство Нанаком отрицалось16.

Считается, что при Нанаке была введена особая форма богослужения – сангат (исполнение гимнов) но это под вопросом?

Нанак был основателем традиции общей трапезы на кухне – Лангаре.

Для того чтобы идти праведным путём (пантх) стало легче, была организована община последователей Нанака. Последователи должны были следовать заповедям Нанака, как ученик (сикх)17 урокам учителя (гуру)18.

По сути своей учение гуру Нанака мало чем отличалось от вероучений сотен аналогичных сект по всей Индии. Однако, поскольку Нанак отрицал свою принадлежность к исламу и индуизму, можно формально считать его проповеди новым вероучением. Так считают Успенская Е.Н., Ванина Е.Ю., Котин И.Ю., Яблоков И.Н., Пахомов С.В.19, чтобы не заблудится автор доклада в этом вопросе будет придерживаться их мнения.

Согласно легенде:

Перед смертью Нанак назначил своего ученика Бхаи Лену новым гуру, известным впоследствии как Гуру Ангад. Бахи Лена был призван руководствоваться как мыслями, уже изложенными в стихотворных изречениях Нанака, так и собственным мнением. Он, как исследующие 8 гуру сикхов (а их всего было 9), был признан живым воплощением гуру Нанака, его аватарой. В сего в сикхизме почитают 10 гуру20 (включая Нанака), связанных цепью преемственности.

2. Гуру Ангад (1504 – 1552) считается создателем алфавита гурмукхи, которым позднее была записана священная книга сикхов «Ади-грантх»21.

3. Гуру Амардас (1476 – 1574) принём было положено начало миссионерской деятельности сикхских гуру22.

4. Гуру Рамдас (1534 – 1585) при нём построили главный храмовый комплекс сикхов в Амритсаре Хар Мандир. Он также установил дружбу с Шри Чандом, сблизив две секты, ведущие происхождение от Гуру Нанака. Рамдас разделил зону своего влияния на округа для миссионерской деятельности – масанды. В масандах с сикхов собиралась «дасвандх» - пожертвования на содержание гурдвара. Гурдвара – это первый молитвенный дом сикхоа (храм) построенный сразу после смерти Нанака. Но пожертвования идут не только, да и не столько на храм, сколько на покупку очень больших земельных владений, которые заселяются рядовыми общинниками сикхами мирянами – схадждхари. При этом сами владения формально находились в общинной собственности, а фактически в собственности сикхизкой верхушки включая гуру23.

5. Гуру Арджун (1563 – 1606) при нём был составлен Ади-грантх на гурмукхи священная книга сикхов в неё вошли гимны Нанака, а также созвучные мыслям Нанака более древние произведения. В 1604 году Адигрантх был помещён в Хар Мандир – главный храм сикхов в Амритсаре. При нём пожертвования становятся обязательным налогом24, а сам гуру ведёт светскую жизнь.

6. Гуру Хар Гобинд (1595 – 1644) он сделал власть гуру наследственной, наряду с религиозной – светской, а также военной.

7. Гуру Хар Рай (1656 – 1661)

8. Гуру Хар Кишан (1656 – 1664) оба прославились праведной жизнью но, никакого вклада в учение невнисли.

9. Гуру Тегх Бахадур (1621 – 1675) построил крепость Анандпур, вёл проповеди в Северной Индии25. Тегх Бахадур выступал, как военный вождь при нём вооруженные сикхские конные отряды нападали на могольские опорные пункты и грабили караваны. В 1675 году Тегх Бахадур был схвачен и казнён по приказу падишаха Ауракзеба. Это дало новый импульс движению сикхов, начал меняться социальный состав сектантов в результате вовлечения в секту огромной крестьянской массы26. В результате сикхизм превратился в идеологию крестьянской войны и антимогольской борьбы.

10. Гуру Гобинд Сингх (1666 – 1708) в 1699 году создал Хальсу – военизированный орден при сикхской общине. Он активно вмешался в борьбу за делийский престол среди наследников умершего в 1707 году падишаха Аурангзеба и помог сесть на трон его сыну Бахадур Шаху. В благодарность за трон Бахадур Шах подослал Гобинд Сингху убийцу. И в 1708 году тяжелораненый Гобинд Сингх умер, оставив сикхам ряд заветов.

Он не назначил наследника (приемника) и завещал власть хальсе.

Все сикхи должны следовать указаниям содержащимися в «Адигрантх»27, а также мнению старейших.

Наличие 5-ти сикхов в любом городе или районе считалось достаточным для признания там сикхской общины.

Окончательно закрепляется разделения сикхской общины на мирян – схадж-дхари и воинов – кеш-дхари членов хальсы. Однако, отметим, что до 20-х – 30-х годов XX века (это под вопросом?) вход в хальсу был относительно свободным.

Члены хальсы – кеш-дхари должны были носить пять внешних отличительных признаков так называемые 5-ть «К» названые так потому, что на гурмукхи их названия начинается с буквы «К».

Члены хальсы должны всегда носить:

1. Кеш – длинные волосы и бороду;

2. Кангха – гребень;

3. Када – широкий стальной (металлический) браслет;

4. Кирпан – меч;

5. Каччха – широкие штаны.

Среди зветов гуру:

запрет курения, использования одурманивающих веществ (возможно и алкоголя) и прелюбодеяния;

и по примеру Гобинд Сингха каждый член хальсы должен был добавлять к своему имени слово «Сингх» - (лев), а его жена к своему имени соответственно «Каур» - (львица)28.

После смерти Нанака его вероучение попав на подготовленную социальную почву, начинает развиваться 9-ю последующими гуру, но здесь речь идёт, как мы с вами видим из выше указанного, не сколько о развитии учения сколько, а развитии самой секты её структурных элементов – создание алфавита и миссионерская деятельность с целью привлечь как можно больше новых адептов позволили распространить вместе с учением социальное, а позднее с 1585 года при гуру Арджуне когда пожертвования стали налогом экономическое и как следствие этого политическое влияние что привело к росту светского могущества глав сикхских общин и гуру в большей части Пенджаба. Таким образом, можно смело утверждать, что процесс феодализации сектантской верхушки сикхов завершился ещё в XVI веке, а вопрос о их религиозности остаётся открытым по настоящие время.

В XVII – XVIII вв. происходит переход от новой религии к новой политики который (не вдаваясь в подробности) скажем, что закончился он очень плачевна как для сикхов мирян – схадж-дхари так и сингхов воинов – кеш-дхари (львов и львиц) с 1710 – 1716 год Пенджаб был залит их кровью. Кровавую расправу над сикхами устроил то самый Бахадур Шах29. В 40-е годы XVIII века в Пенджабе действует всего 12 общин. И только в 1761 году сикхи в Пенджабе вновь стали ведущей силой30. С 1761 года и последующие 38 лет прошли в непрерывных войнах сикхов с маголами, афганцами и в междоусобных войнах. В междоусобных войнах победителем оказался Раджут Сингх31. В 1799 году он провозгласил себя махараджей всех сикхов32, что противоречило учению Нанака. После смерти Раджут Сингха в 1839 году Пенджаб погрузился в хаос междоусобиц и в 1849 году был аннексирован англичанами33.

В период индийского народного восстания 1857 – 1859 гг. сикхи выступили на стороне колонизаторов34.

И здесь сразу встаёт вопрос: почему сикхи, которые позиционируют себя как национальных патриотов, поддержали английских колонистов? Автор доклада предлагает аудитории официальный ответ на этот вопрос, который указан во всех учебных пособиях35, суть которого заключается в следующим: сикхи не поддержали восставших из ненависти к сипаям, разгромившим державу Ррджут Сингха и поэтому сикхи выступили на стороне англичан из мести.

Конец XIX – начало XX в. ознаменовался в сикхизме ростом дискуссий на тему самоидентичности. Консервативное крыло (Санатан Сабха) утверждало, что сикхизм – это часть индуистского духовного пространства, а все сикхские ритуалы имеют индуистское происхождение. Радикальная сторона (Тат Хальса) отрицала эти и подобные им идеи, выдвигая лозунг «Сикхи – это не индусы!». В конце концов, радикальные настроения победили, что облегчило наращивание в течение всего XX века агрессивно-экстримиских тенденций в сикхизме. На основе Тат Хальсы в 1920 году сздаётся первая политическая партия сикхов – «Акали Дал» («Армия преданных»). После Второй мировой войны и особенно с 1970 года активно усируется идея создания независимого государства сикхов (Сикхистан, позже Халистан, «Страна чистых»). Меры на которые пошло правительство Индии в целях примирения с радикалами (например изменения границ штата Панджаба с тем, чтобы сикхи составляли там большинство), не удовлетворили последних, в результате чего с начала 1980-х годов участились террористические акты, направленные на дестабилизацию политической обстановки в стране. Оплотом террористов стал Золотой храм в Амристаре. Всё это вынудило правительство Индигы Ганди в июне 1984 года предпринять штурм храма, в ходе которого главные террористы были убиты, но осенью того же года погибла от нападения сикхов и сама Индира Ганди36, а потом и её сын Раджив Ганди. В дальнейшим напряжённое положение в штате сохранилось. В настоящие время продолжают действовать несколько активных экстремистских организаций («Силы коммандос Халистана», «Боббар Хальса».). Сикхский терроризм и сепаратизм – одна из постоянных проблем в современной Индии.

В сикхизме есть ряд сект и школ, в разной степени отклонившихся от ортодоксии хальсы: удаси, нирмала, ниранкари, намдхари, радха соами. Сикхские храмы открыты для всех людей безисключения, богослужениями же в них руководят только члены хальсы. Кроме проведения ежедневных храмовых ритуалов, сикхи также проводят обряды жизненного цикла (посвящение в члены хальсы, брак, похороны и др.).

Сикхи также отмечают гуркурабы (значимые события в жизни гуру), особенно дни рождения Нанака, Гобинд Сингха, день памяти Арджуна, а также ряд празднеств37: Байсахе (новыйгод), Дивали (праздник света). В настоящие время насчитывается около 20-и миллионов последователей сикхизма, немало их живёт за пределами Индии.

Краткий итог

Как мы видим, феодализированая уже к концу XVI века сикхская верхушка отойдя от первоначального вероучения Нанака, использовала новую религию как консолидирующий фактор, для достижения сугубо политических и прагматических целей, а не религиозных.

И здесь сразу встаёт вопрос: почему в новую сектантскую религию устремилось и приняло большое число людей (адептов), неужели они не видели как гуру и вся последующая верхушка сикхов превращается сначала в феодалов, а затем уже в XX веке в буржуазно-политическую агрессивно-экстримиски настроенную элиту?

Ответ как думается автору доклада, на этот вопрос очень прост: так как в сикхизме отрицалась кастовость то принимая новую религию большинство адептов, а именно той части низших каст получали возможность вырваться из кастовой системы и если не вырвется из кастовой системы, то хотя бы поднять свой социальный статус в её рамках.

Сектантский же характер новой религии, отход последующих гуру и сикхских лидеров XVIIIXIXXX веков от первоначального вероучения и её политизированость и милитаризированость и связанный с ними экстремизм предопределили в дальнейшим её оппозиционный характер по отношению к любой власти.

Заключение

Итоги:

1. Роль географического фактора как мы с вами можем видеть, была достаточно велика.

Миграционные волны, накатываясь одна за дугой на протяжении 4000 тысяч лет на территорию Панджаба, и сталкиваясь на ней с автохтонным населением, вступали с ним, в активное взаимодействие, которое выражалось в аккумуляции в себе значительной части инородных этническо-культурно-религиозных, социально-политических, экономических и военно-технологических достижений которые находились в непрерывном развитии. Таким образом, географическое положение Панджаба сделало его очагом межцивилизационного взаимодействия.

2. Внутриполитическими, социальными и религиозными предпосылками возникновения сикхизма послужили следующие факторы:

Население Панджаба в XV веке разделилось на индуистов и мусульман;

Происходят процессы усиления индуисткой и мусульманской аристократии и духовенства и усиление эксплуатации низших слоёв населения независимо от их конфессиональной принадлежности. И на этом фоне идут процессы межкастового противостояния и религиозного антагонизма. Которые в среде простолюдинов выливаются в посивную форму протеста – Религиозное сектантство, в вероучениях которого нашли своё отражение представления простолюдинов об эгалитаризме и моральной экономики.

Идейно-религиозными предпосылками сикхизма, который возник в начале XVI века, главным образом стали нетрадиционные, периферийные течения в индуизме и исламе. Речь идёт о ниргун-бхакти и суфизме.

3. время возникновения сикхизма и векторная противоречивость религиозного учения и социальных реалий в сикхизме

Сикхизм по историческим меркам сравнительно молодая синкретическая религия, возникшая в XVI веке. И как мы с вами можем видеть с момента её основания и по настоящие время, её по вертикали пронизывает социальный стержень не равенства, политизированности, милитаризированости, экстремизма и прагматизма, а по горизонтали, её вероучение располагает эгалитаризм единобожие, моральную экономику.

Адепты в сикхизме поделаны на 2-е социальные группы миряне и воины – члены хальсы.

4. Классифицировать сикхизм можно как религию:

Синкретическую;

Монотеистическую;

Народную;

Борьбы и силы;

Прагматическую.

Литература

1. Боги Брахманы Люди. Четыре тысячи лет индуизма. // перевод с чешского Журавлёвой Л.В. «Наука» М., 1969.

2. Ванина Е.Ю. Идеи и общество в Индии XVI – XVIII вв. М., 1993.

3. История Востока. Восток в древности. В 6 Т., Т. 1. / Гл. редкол. Рыбаков Р.Б. / [Отв. ред. Якобсон В.А.] «Вост. Лит.» РАН., М., 1997.

4. История Востока. Восток в средние века. В 6 Т., Т. 2. / Гл. редкол. Рыбаков Р.Б. / [Отв. ред. Алаев Л.Б., Ашраффян К.З.] «Вост. Лит.» РАН., М., 1999.

5. История Востока. Восток на рубеже средневиковья инового времени. XVIXVIII вв. В 6 Т., Т. 3. / Гл. редкол. Рыбаков Р.Б. / [Отв. ред. Алаев Л.Б., Ашрафян К.З., Иванов Н.И.] «Вост. Лит.» РАН., М., 1999.

6. История Востока. Восток в новое время (конец XVIII – начало XX в.). В 6 Т., Т. 4. К. 1. / Гл. редкол. Рыбаков Р.Б. / [Отв. ред. Алаев Л.Б., Козлова М.П., Котовский Г.Г., Непомнин О.Е., Смилянская И.М.] «Вост. Лит.» РАН., М., 2004.

7. Котин И.Ю Основные этапы формирования транснациональной сикхиской общины. СПб. 2008.

8. Религиоведение [под. ред. Яблокова И.Н.] М., 2013.

9. Религиоведение словарь [под. ред. Элбакяна Е.С.] // Пахомов С.В. Сикхизм. М., 2007.

10. Тринингем Дж. Суфийские ордены в исламе. М., 1989.

11. Успенская Е.Н., Котин И.Ю Сикхизм. «Петербургское Востоковедение» СПб., 2007.

12. Фурсов К.А. Львы Пятиречья: Сикхи – великие воины Азии. М., 2011.

Примечания

1 История Востока. Восток в древности. В 6 Т., Т. 1. / Гл. ред. кол. Рыбаков Р.Б. / [Отв. ред. Якобсон В.А.] «Вост. Лит.» РАН., М., 1997. С. 389, 390, 391, 392, 393, 394.

Лоди династия афганского происхождения она оставила посебе в Индии не лучшею память, хотя к утверждениям об агрессивном мусульманском фанатизме надо подходить осторожно.

2 История Востока. Восток в средние века. В 6 Т., Т. 2. / Гл. ред. кол. Рыбаков Р.Б. / [Отв. ред. Алаев Л.Б., Ашрафян К.З.] «Вост. Лит.» РАН., М., 1999. С. 476.

3История Востока. Восток в средние века., в 6 Т., Т. 2. / Гл. ред. кол. Рыбаков Р.Б. / [Отв. ред. Алаев Л.Б., Ашрафян К.З.] «Вост. Лит.» РАН., М., 1999. С. 476.

4 Там же. С. 477.

5История Востока. Восток в средние века., в 6 Т., Т. 2. / Гл. ред. кол. Рыбаков Р.Б. / [Отв. ред. Алаев Л.Б., Ашрафян К.З.] «Вост. Лит.» РАН., М., 1999. С. 477.

6 Боги Брахманы Люди. Четыре тысячи лет индуизма. // Перевод с чешского Журавлёвой Л.В. «Наука» М., 1969. С. 221.

7 Фурсов К.А. Лвы Пятиречя: Сикхи – великие воины Азии. М., 2011. С. 18.

8 Там же. С. 19.

9 Успенская Е.Н., Котин И.Ю. Сикхизм. «Петербургское Востоковедение», СПб., 2007. С. 9 – 14, 24, 25, 26.

10 Тримингем Дж. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. С. 150, 151.

11 Там же. С. 17.

12 Фурсов К.А. Лвы Пятиречя: Сикхи – великие воины Азии. М., 2011. С. 19.

13 Боги Брахманы Люди. Четыре тысячи лет индуизма. // Перевод с чешского Журавлёвой Л.В. «Наука» М., 1969. С. 226, 227,

14 Успенская Е.Н., Котин И.Ю. Сикхизм. «Петербургское Востоковедение». СПб., 2007. С. 30.

15 Котин И.Ю. Основные этапы формирования транснациональной сикхиской общины. СПб., 2008. С. 3, 4.

16 Там же. С. 3, 4; Боги Брахманы Люди. Четыре тысячи лет индуизма. // Перевод с чешского Журавлёвой Л.В. «Наука» М., 1969. С. 226, 227,

17 Боги Брахманы Люди. Четыре тысячи лет индуизма. // Перевод с чешского Журавлёвой Л.В. «Наука» М., 1969. С. 227.

18 Там же. С. 227.

19 Успенская Е.Н., Котин И.Ю. Сикхизм. «Петербургское Востоковедение» СПб., 2007. С. 110-117; Ванина Е.Ю. Идеи и общество в Индии XVIXVIII вв. М., 1993. С. 36, 37, 58, 59; Религиоведение [под ред. Яблокова И.Н.] М., 2013. С. 227, 228; Религиоведение словарь [под ред. Элбакяна Е.С.] // Пахомов С.В. Сикхизм. М., 2007. С. 464-466.

20 Боги Брахманы Люди. Четыре тысячи лет индуизма. // Перевод с чешского Журавлёвой Л.В. «Наука» М., 1969. С. 227.

21 Котин И.Ю. Основные этапы формирования транснациональной сикхиской общины. СПб. 2008. С. 5.

22 Там же. С. 5.

23 История Востока. Восток на рубеже средневиковья и нового времени. XVI - XVIII вв., в 6 Т., Т. 2. / Гл. ред. кол. Рыбаков Р.Б. / [Отв. ред. Алаев Л.Б., Ашрафян К.З., Иванов Н.И.] «Вост. Лит.» РАН., М., 1999. С. 116.

24 Там же. С. 116.

25 Котин И.Ю. Основные этапы формирования транснациональной сикхиской общины. СПб. 2008. С. 6.

26 История Востока. Восток на рубеже средневиковья и нового времени. XVI - XVIII вв., в 6 Т., Т. 2. / Гл. ред. кол. Рыбаков Р.Б. / [Отв. ред. Алаев Л.Б., Ашрафян К.З., Иванов Н.И.] «Вост. Лит.» РАН., М., 1999. С. 169.

27 Боги Брахманы Люди. Четыре тысячи лет индуизма. // Перевод с чешского Журавлёвой Л.В. «Наука» М., 1969. С. 228.

28 Котин И.Ю. Основные этапы формирования транснациональной сикхиской общины. СПб. 2008. С. 8.

29 Котин И.Ю. Основные этапы формирования транснациональной сикхиской общины. СПб., 2008. С. 9.

30 Там же. С. 9.

31 Боги Брахманы Люди. Четыре тысячи лет индуизма. // Перевод с чешского Журавлёвой Л.В. «Наука» М., 1969. С. 228.

32 История Востока. Восток в новое время (конец XVIII – начало XX в.). В 6 т., Т. 4., Кн. 1. / Гл. редкол.: Рыбаков Р.Б. // [отв. ред. Алаев Л.Б.] «Вост. Лит.». М., 2004. С. 425.

33 Фурсов К.А. Лвы Пятиречя: Сикхи – великие воины Азии. М., 2011. С. 397, 398, 399, 400.

34 Боги Брахманы Люди. Четыре тысячи лет индуизма. // Перевод с чешского Журавлёвой Л.В. «Наука» М., 1969. С. 228.

35История Востока. Восток в новое время (конец XVIII – начало XX в.). В 6 т., Т. 4., Кн. 1. / Гл. редкол.: Рыбаков Р.Б. // [отв. ред. Алаев Л.Б.] «Вост. Лит.». М., 2004. С. 430.

36 Фурсов К.А. Лвы Пятиречя: Сикхи – великие воины Азии. М., 2011. С. 64; Религиоведение словарь [под ред. Элбакяна Е.С.] // Пахомов С.В. Сикхизм. М., 2007. С. 466.

37 Успенская Е.Н., Котин И.Ю. Сикхизм. «Петербургское Востоковедение» СПб., 2007. С. 364, 365, 366, 367; Религиоведение словарь [под ред. Элбакяна Е.С.] // Пахомов С.В. Сикхизм. М., 2007. С. 466.

Какие исторические темы хотите видеть на сайте?

Поиск

Интересное

  • Почему проиграл Колчак?

    Постсоветский интерес к белым породил не только новые знания, но и новые мифы. Заполнившие рынок книги и такие «скрепоносные» фильмы, как «Адмирал» с Хабенским в роли Колчака изображают белых лидеров как благородных рыцарей свободной и великой России, но почти не объясняют причины их поражения. А между тем причины были и в том, что белые совсем не соответствовали тому романтизированному образу, который предлагается их апологетами.

    Подробнее...
  • Амореи

    Амориты, амурру акк."западные люди", самоназвание сутии; на Древнем Востоке западносемитские кочевые племена, выходцы из Аравии, которые расселились на большом пространстве Сирийских степей.

    Подробнее...