История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

Монголоязычный народ, относимый китайской исторической традицией к группе народов дунху ("восточные ху").

Первые сведения о киданях в китайских летописях относятся к 4 в. Уже тогда они обитали в местности "между Сун и Мо", т. е. в бассейне рек Шарамурэн и Лаохахэ в юго-восточной части современного автономного района Внутренняя Монголия в КНР. Китайская историческая традиция производит киданей от племен сяньби.

Летописные материалы позволяют проследить процесс развития киданьского общества на протяжении 4-10 вв. от разрозненных скотоводческо-охотничьих племен, объединявшихся только на время войны, до сильного племенного союза скотоводов-кочевников с развитой системой административных и военных должностей, политический строй которого по своей сложности мог быть сравним с тем, что создали хунны и тюрки будучи в зените своего могущества.

Наряду со скотоводством со значительной долей крупного рогатого скота в стаде, у киданей прослеживаются зачатки земледелия, а также занятие такими ремеслами, как гончарство и черная металлургия. В этот период кидани часто оказывались в подчинении у Тюркского и Уйгурского каганатов, империи Тан, однако уже в конце 7 в. они проявили себя как мощная самостоятельная сила в войне против танского Китая (696-697). Косвенным следствием этой войны стало провозглашение государства Чжэнь (впоследствии Бохай) в 698 племенами сумо-мохэ, которые воспользовались вызванным войной прекращением танского контроля над северными окраинами империи.

Погребальная маска киданей

На рубеже 9-10 вв., пользуясь благоприятной политической обстановкой, ослаблением и развалом империи Тан, отсутствием каких-либо сил, способных противостоять им в окружавшем кочевом мире после гибели Уйгурского каганата, кидани начинают грабительские и завоевательные походы против соседей: си, шивэй и Северного Китая. В результате в киданьских землях появилось эксплуатируемое инородческое, в первую очередь китайское земледельческое население, что ускорило процесс классообразования и сложения государства.

В 907 общеплеменным вождем киданей становится Елюй Абаоцзи, через 9 лет провозгласивший себя правителем государства киданей (Цидань-го), известное также в истории под названием "империя Ляо" (916-1125). После разгрома этой империи чжурчжэнями часть киданей во главе с Елюем Даши уходит на запад, в Туркестан, где образовывает государство кара-китаев (черных киданей), или Западное Ляо (Си Ляо, 1124-1211). Большая часть киданей вошла в состав чжурчжэньской Золотой империй, где они сохраняли свои этнические особенности вплоть до падения империи под ударами монголов. В основном они жили в местах исконного обитания у восточных отрогов Большого Хингана, где охраняли северо-западную границу империи.

Начиная с 90-х гг. 12 в. в чжурчжэньской империи происходят восстания киданей. Крупнейшим из них было восстание под предводительством Елюя Люгэ в Северо-Восточном Китае в 1212-16. Люгэ попытался при поддержке монголов стать правителем нового киданьского государства Ляо. Монгольское завоевание привело к дальнейшему распылению киданей на обширных пространствах Восточной Азии и ассимиляции их близкими этнически и культурно монголами, а также китайцами, уйгурами и другими народами.

Какие исторические темы хотите видеть на сайте?

Поиск

Интересное

  • Каргополь, Пудож. Русский север за 7 дней. День 5

    В четвертом эпизоде путешествия мы будем двигаться по федеральной трассе Р- 2, соединяющей древний город Каргополь с Республикой Карелия

    Подробнее...
  • Откуда взялись коммунальные квартиры?

    Откуда взялись коммуналки
    Коммунальные квартиры явление сугубо советское. Однако это явление пережило Советский Союз и до сих пор является позорным напоминанием о материальном расслоении общества. Раньше тоже сдавались углы комнат и незнакомые ранее люди начинали жить вместе, но официально регистрироваться в одну квартиру более одной семьи разрешили большевики. Подробнее...