История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

Как бы вольготно не жилось в России, которую мы потеряли, но царское правительство не стремилось заниматься улучшением инфраструктуры, отдавая обустройство городов на откуп местных органов самоуправления, различных меценатов и богачей. Так и в Ельце - несмотря на общее развитие города, застройку по регулярному плану, электрификацию и прочие блага цивилизации, вплоть до 1931 года берега Быстрой Сосны соединяли лишь два моста - железнодорожный, по которому шли составы с хлебом, и наплавной, который работал в летнее время для прочих нужд.

С приходом власти советов было решено наконец построить автомобильную переправу, чтобы соединить центр города с Засосней, и уже не зависеть от паводков и заморозков. Именно в 30 - е годы в Ельце возвели первый постоянный мост для машин, гужевых повозок и пешеходов. Необходимые средства изыскали, и в 1933 году город обзавёлся новой инженерной конструкцией. Факт состоит в том, что опоры, на которых были обустроены деревянные пролёты и фермы моста, в связи с нехваткой стройматериалов укреплялись старыми могильными плитами с заброшенного кладбища близ Троицкого монастыря, по другим данным - с Засосенской стороны. Впрочем, поговаривают, что злодейские большевики специально разоряли купеческие могилы по всему Ельцу, чтобы пустить надгробия на опоры моста, что представляется весьма сомнительным.

Мост был открыт в 1933 году, и именно по нему прошёл исторический автомобильный пробег Москва - Каракумы - Москва, с ехидным юмором описанный в "Золотом телёнке" Ильфом и Петровым. Помните, как Остап Сулейман Берта - Мария Бендер бей призывал ударить автопробегом по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму? Возможно, что нога великого комбинатора ступала на этот мост, получивший после пробега название Каракумский.

Во время войны Каракумский мост был разрушен, и восстановили его только в 1943 году, когда Красная Армия уже гнала фрицев поганой метлой из России. Чтобы ускорить процесс реконструкции, были взяты клёпаные стальные пролёты демонтированного моста то ли из Средней Азии, то ли из Крыма. Переправа прослужила пятьдесят с лишним лет, и была закрыта в конце 1990- х в связи с обветшанием. Ремонтные работы начались в 2005, и уже в конце того года Каракумский мост был торжественно открыт в качестве пешеходного. Впрочем, ельчане относятся к нему с опаской. С одной стороны, молодожёны развешивают на опоры замки с сердечками, и выбрасывают ключи в Быструю Сосну, чтоб брак их был долгим. С другой - это место облюбовали люди с суицидальными наклонностями. Не проходит и года, чтоб несколько человек, загнанные суровой жизнью в безвыходное положение, не бросились с Каракумовского моста в воды реки. Суеверные ельчане связывают столь нехорошую популярность этого места с замурованными в опоры купеческими надгробиями, мол, мертвецы из своих разорённых могил мстят живым, толкая их на самоубийство.

Ходят слухи, что однажды к краеведу Заусайлову, потомку того самого купца, который построил Великокняжескую церковь, приходил некий древний старик, и рассказал, что в период работы на строительстве моста в начале 30-х, встретил господина в одеянии 19 века, который пожурил его за разорение древних упокоищ, после чего растворился в воздухе. Вероятно, подобные страшные истории рассказывают по вечерам в кругу семьи обитатели любого уездного городка. Как бы там ни было - Каракумский мост - интересная достопримечательность Ельца, о которой просто нельзя умолчать.

Александр Дрожжин

Какие исторические темы хотите видеть на сайте?

Поиск

Интересное