В научный оборот термин был введён Шарлем де Бросом в работе «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта и современной* религии Нигерии».
В данной статье
- не будут рассматриваться разнообразные фетишистские представления.
- не будет ставиться вопроса – фетишизм это термин или понятие, а такая проблема существует.
- не будут массово использованы работы современных авторов по археологии, лишь одна статья1.
Работа призвана показать и осветить следующие актуальные проблемы:
- многозначность понятия фетишизм;
- возникновение фетишизма;
- считать ли фетишизм религией;
- выявления фетишизма из общий массы культов личных покровителей.
Уже много раз в литературе указывалось на неясность термина или понятия «фетишизм», которым придают то одно, то другое значение.
Перечислять имена и труды всех исследователей, которые писали о фетишизме, автор настоящего доклада полагает, что это не имеет никакого смысла, так как они всем хорошо известны.
Озвучим основные определения:
1 – Фетишизмом называют почитание любых материальных предметов (включая небесные тела, людей и животных);
2 – Фетишизмом называют почитание только неодушевленных и только земных предметов;
В этом определении выделяют 3 положения;
A – Фетишем называют сам материальный предмет, которому воздаётся почитание;
Б – Фетишем называют не сам предмет, а духа пребывающего в нём;
В – Фетишем называют неотделимость предмета от обитающего в нём духа;
3 – Фетиш и фетишизм означает не какой-либо вид почитаемых предметов, а определённое отношение человека к сверхъестественному миру, именно то отношение, при котором человек верит в свою способность принудить сверхъестественные существа служить себе2.
Понятно, что при такой неопределенности и многозначности термина «фетишизм» некоторые исследователи предпочитали вообще не пользоваться этим термином. Такой позиции придерживались Богараз В.Г.3, Люсьен Леви-Брюль4 используя термин «амулеты» однако смысловое значение «амулетов» осталось тоже, что и «фетишей».
4 – Фетишем называют любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, дерево, искусно сделанная фигурка. Этим предметам приписывались свойства, выражавшиеся в способности помогать в промысловой деятельности, исцелять, охранять от врагов и т.д.5;
5 – Токарев С.А. даёт следующее определение, Фетишем называют религиозное почитание неодушевлённого материального предмета, которому приписываются сверхъестественные свойства6.
Однако такое определение не совсем согласовывается с позицией самого автора, так как сам Токарев С.А., указывая в своём определение на «религиозное почитание неодушевлённого материального предмета» не считает фетишизм религией, а указывает на то, что фетишизм составляет один из наиболее постоянных элементов всякой религии. И если принимать за аксиому, а отчего-то нам нужно отталкиваться утверждения Токарева С.А., что фетишизм является постоянным элементом любой религии «который распределяется в религиях не неравномерно» (комментарий мой Владимир О.) то, следовательно, фетишизм немок возникнуть раньше, чем сами религии.
И здесь закономерно встаёт вопрос о возникновении фетишизма.
Советские религиоведы Францев Ю.П. и Токарев С.А. относят возникновение фетишизма к процессу разложения общинно-родового строя (здесь правильнее было бы сказать процесс возникновения родоплеменных религий или племенных культов и появлением такой формы религии как нагуализм (культ личных духов покровителей)). Свою позицию они аргументировали следующим фактом: фетиш предмет сугубо личный для каждого человека. И при чистом первобытнообщинном строе, где личность целиком поглощена коллективом, появление такого элемента религии как фетишизм невозможна7. И с этим аргументом трудно не согласится так как, мы находим культы личных покровителей только у народов антропосоциогенез которых вышел за рамки первобытнообщинного строя, а их верования представлены племенными культами (религиями) и культами личных покровителей – (очень осторожно можно предположить, что с культом личных покровителе связаны пекторали, сделанные из целого клыка кабана которые происходят из энеолитических погребений)8.
И так подводя черту в этой части доклада скажем, что возникновение такого элемента религий как фетишизм является результатом развитости религий. Степень их развитости зависит не от них самих, а от той ступени антропосоциогенеза на которой каждая из них вырастает. Таким образом, по поводу появления фетишизма приходится видимо сделать два вывода несогласующихся с привычными представлениями о нём:
- во-первых, эта вовсе не форма религии, а сравнительно поздней элемент религий;
- во-вторых, фетишизм это элемент, культа личных покровителей.
И здесь сразу встаёт вопрос о выявлении фетишизма из общий массы культов личных покровителей.
Фетишизм как элемент культа личных покровителей тесно переплетается с ним, а культ личных покровителей тесно связан с нагуализмам и переплетается с ним, то, как нам выявить фетишизм и не перепутать его с индивидуальным тотемизмом как распутать этот клубок?
Основными критериями для выявления фетишизма являются:
- во-первых, наличие любого неодушевленного материального предмета;
- во-вторых, наличие индивида «человека», который наделяет любой неодушевленный материальный предмет сакрально-магическим смыслом;
- в-третьих, это чисто личное отношения, человека к фетишу которое он противопоставляет основным общеплеменным, месно-общинным, семейно-родовым, божествам-покравителям.
Однако под указанные выше критерии попадает индивидуальный тотемизм «чуринги» племени Аранда9. И действительно выставить чёткие и ёмкие критерии для определения фетишизма задача очень сложная ведь культы личных покровителей встречаются в разных частях света и у разных народов и там они имеют в разных условиях весьма различный вид и смысл. И в самом деле, достаточно окинуть даже общим взглядом историю религий всех народов, чтобы убедится в том, что фетишистские представления образуют неотъемлемою часть любой религии. Едва ли есть хоть одна из них, в которой фетишистские верования не занимали бы более или менее заметного места. При этом как было показано выше, вряд ли возможно приурочить наибольшую выраженность фетишизма, к раним стадиям истории религии: ещё вопрос, где его больше – у Аранда ли с их священными «чурингами10» и подобными предметами или в христианстве с его бесчисленными изображениями святых, распятиями, мощами и шарлатанскими реликвиями. Словом фетишизм составляет один из наиболее постоянных и сравнительно поздних элементов всякой религии, и рассматривать фетишизм как форму религии нельзя, ибо обозначаемые этим словом явления известны во всех религиях без исключения.
1 Кореневский С.Н., Калмыков А.А. Энеолитическое погребение из курганного могильника Айгурский 2 (Ставропольский край) // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа археология, палеоантропология, краеведение, музееведение. Вып. VII М., 2007. С. 48.
** современной автору Ш де Броссу.
2 Леббок Дж. Начало цивилизации и первобытное состояние человека. М., 2011.
3 Богараз В.Г. Чукчи Религия. М., 2011. С. 46-52.
4 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении. М., 2012. С. 27-32.
5 Религиоведение. Под ред., Яблокова И.Н. М., 2013. С. 217.
6 Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 33,34.
7 Францев Ю.П. Фетишизм и проблема происхождения религии. М., 1940. С. 85-93., Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 50, 292-302.
Первобытнообщинный строй в чистом виде не зафиксирован неводном из тех источников, с которыми знакам автор доклада.
8 Кореневский С.Н., Калмыков А.А. Энеолитическое погребение из курганного могильника Айгурский 2 (Ставропольский край). // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа; Археология, Палеоантропология, Краеведение, Музееведение. Вып. VII М., С. 50,51,52,53,54,55,56.
Как отмечают Коренский С.Н. и Калмыков А.А. пекторали сделанные из целого клыка кабана встречаются редко. Из 6-ти могильников: Айгурский 2, курган 17, погребение 6, Весёлая Роща 2, 15/1, Нальчикский погребение 36 и 35, Мариупольский, Хвалынсский, Петрово-Смирново только из 7-ми погребений происходят подобные пекторали кол. 7 шт. Кореневский С.Н. и Калмыков А.А. полагают, что пектораль являлась ранговой вещью, которую не всегда клали в могилу. Но если пектораль ранговая вещь, которая определяла статус человека при жизни то, как без этой вещи умерший человек на том свети, подтвердит свой высокий статус? Авторы статьи указывают, что погребённый юноша в могиле 17/6 получил пектораль, пройдя обряд инициации. Но прохождение инициации не исключает приобретение личного покровителя.
термин Сакрально-магический употребляется мною, так как фетишизм в дальнейший период своего исторического развития очень тесно будет связан магией и получит своё новое выражение в виде амулетов.
9 Леви-Брюль Л. Первобытная мифология Мифический мир австралийцев и папуасов. М. 2012. С. 113,114.
10 Леви-Брюль Л. Первобытная мифология Мифический мир австралийцев и папуасов. М. 2012. С.113,114.