История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

Определение термина "интеллигенция" в разные этапы развития исторической науки в этом направлении было разным в зависимости от научного подхода. В советской историографии делали упор на классовый состав интеллигенции, в постсоветский - на профессиональный. В современной историографии больше рассматривают качественные признаки интеллигенции, используя нравственно - этический и социальный подход.

Учитывая функции интеллигенции, используют и разные определения её как определенной прослойки общества или отдельного класса. Интеллигенцию часто определяют как определенную группу людей, имеющих образование не ниже среднего, занимающуюся созданием, сохранением и передачей духовных ценностей.

О жизни и существовании рабочих и интеллигенции осталось большое накопление статистического материала, документов личного происхождения, повествующих о жизни городской и провинциальной интеллигенции. А за годы изучения отдельных аспектов жизни интеллигенции появились серьезные работы по этой тематике (Ермана Л.К., Лейкиной-Свирской, Ушакова А.В., Сучкова И.В. и другие авторы). Обилие накопленных знаний, интересность темы изучения и необходимость развития историографии по этому направлению привели к новому развитию исследования. Так появились работы о жизни провинциальной интеллигенции (Криповалова Н.Ю, Калинина Е.А.), несовершеннолетних фабричных рабочих города Москвы (Панурина Н.В.). Анализ этих работ позволит сделать обобщающий вывод о жизни рабочих не только Москвы, но и разных регионов России.

Моя задача - осветить культурно-образовательное положение рабочих на рубеже XIX - XX веков и оценить влияние интеллигенции на жизнь рабочих. Для этого будут использованы не только научные исследования, но и воспоминания московских рабочих, отражающие их жизнь на рубеже веков.

Для определения пользы от интеллигенции для рабочих нам необходимо понять: 

Какой был культурно-образовательный уровень рабочих?

И уже после этого в выводах мы будем опираться на то, 

Какая была просветительная деятельность интеллигенции начала XX века среди рабочих

Учитывая описанное положение рабочих в конце XIX - начале XX веков, можно сделать вывод об их тяжелом положении, а потому об очень частой невозможности не только поднять свой культурный уровень, но и пройти минимально даже начальное обучение.

Обучение рабочего чаще всего зависело от предпринимателя и государства, единственно которые могли бы дать ему минимальный уровень грамотности. Предприниматели чаще были заинтересованы в профессиональном и техническом образовании, поэтому на крупных заводах и предприятиях такие были организованы. Государство же отклонило закон о всеобщем обязательном образовании, принятый развитыми капиталистическими странами еще в XIX веке, даже в 1912 году, посчитав его слишком радикальным. Отсюда можно сделать вывод о неудовлетворенности основной массы рабочих в образовании.

Большую роль сыграли избы-читальни или народные библиотеки. Вопрос грамотности рабочих поднимался разными партиями, но решить его масштабно было тяжело. Так чтения лекций во многом помогли рабочим получить необходимый минимум профессионального и начального образования. Это действительно стало в определенной мере, может, единственно верным решением устранения неграмотности населения.

В культурном плане театры оказывали часто решающее влияние на стремление рабочих к культурному просвещению. Многие рабочие, посещающие театр, приобщились к библиотекам, стремились повысить свой образовательный уровень.

Для рабочих влияние интеллигенции на сферы образования и досуга были слишком велики. Интеллигенция работала либо бесплатно, либо за низкую оплату труда, если такую обеспечивало земство, в библиотеках, преподавала на курсах и в вечерних школах. Так большую значимость приобрело внешкольное образование.

Художественная интеллигенция бесплатно или за минимальную стоимость организовывало театральные представления для рабочих, прививая им интерес к культуре и способствуя расширению кругозора.

Так к 1917 году большинство рабочих крупных городов стали грамотными, некоторые имели домашние библиотеки. Исключительным феноменом пролетариата стали полуинтеллигенты и интеллигенты из среды рабочих. Интеллигенция активно поддерживала рабочее творчество в виде музыкальных рабочих хоров и оркестров, рабочих писателей и поэтов, а также певцов.

Использованная литература:

1. Л.К. Ерман. Интеллигенция в первой русской революции. М. 1966.

2. А.В. Ушаков. Демократическая интеллигенция периода трех революций в России. // Пособие для учителей. М. 1985.

3. Е.А. Чугунов. Положение и культурный уровень рабочих Верхнего Поволжья. (По материалам Владимирской, Костромской и Ярославской губерний). Кострома: Костромской государственный университет. 2001.

4. Д.И. Попов. Культурно-просветительские организации и либерально-оппозиционное движение в Сибири в 1907-1914 гг. // Сборник "Исторический ежегодник". Омск. 1998

5. Ричард Пайпс. Россия при старом режиме. М. 1993 г.

6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 24

7. Статья И.В. Сучков - Социальный и духовный облик учительства России на рубеже XIX-XX веков // Отечественная история / РАН. Институт российской истории. - М.: Наука, 1995. - N 1.

8. Статья Сучков И. В. - Как хорошо быть либералом // Учительская газета. - М.: Наука, 1995. - N 1.

9. Поликарпова М.А. Культурно-просветительская деятельность прогрессивной общественности среди рабочих Москвы на рубеже XIX - XX веков. // Автореферат. На правах рукописи. М. 2003

10. Дышлова А.Н. Культурный и образовательный уровень рабочих города Москвы в 1900 - 1914 гг. // Автореферат. На правах рукописи. М. 2003

11. Панурина Н.В. Несовершеннолетние рабочие фабрично-заводской промышленности Москвы в конце XIX - начале XX вв. // Автореферат. На правах рукописи. М. 2006

12. Криповалова Н.Ю. Российская провинциальная интеллигенция в 1907-1914 гг.: социальная структура и деятельность (на материалах Самарской губернии) // Автореферат. На правах рукописи. Самара. 2007

13. Калинина Е.А. Организация и деятельность народных школ в XIX - XX века (на материалах Сямозерской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии) // Автореферат. На правах рукописи. Петрозаводск. 2007

14. Сборник "Астафьевские чтения". Выпуск 2 (17-18 мая 2003). Пермь. 2004.

15. В.А. Гиляровский. Москва и москвичи. М. Прогресс. 1985.

16. Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия / Общ. ред., предисл. И прим. Ю.Н. Александрова. М. Правда. 1989.

Какие исторические темы хотите видеть на сайте?

Поиск

Интересное

  • Красная площадь

    Красная площадь для многих людей - это символ памяти Москвы. Сейчас многие люди помнят события только советского времени, но история Красной площади намного больше и глубже, чем советский период.

    Подробнее...
  • Россия в археологическом отношении

    Стремление к сохранению памяти о прошлом выражалось у наших предков в ведении летописей. Достойными памяти признавались, однако, только важнейшие в глазах народа события: войны, нашествия неприятелей, смена князей, построение церквей, глад, мор и т. п.

    Подробнее...