История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

В общественной организации германцев длительное время сохранялись традиции родового строя, сила кровно-родстных связей и пережитки матриархата.

В различных районах они проявлялись в неодинаковой степени, что зависело от темпов социального развития. Тенденция к ослаблению и распаду кровно-родственных объединений ранее и в большей степени проявлялась у тех племен, которые входили в контакт с Римской империей (например, у готов и франков).

Следы материнского права, высокого общественного положения женщины отражают языческие культы, народные предания, легенды и обычное право. У алеманнов, баваров, лангобардов личность женщины защищалась повышенным вергельдом и штрафами. Интересен мотив установления такого порядка баварами: женщина не может сражаться и защищать себя оружием, но если она это в состоянии сделать, то композиция понижалась до обычной. Культы Фрикки, жены Одина Фрейи, их дочери, занимают центральное место в религии всех племен; имена женщин, прародительниц и прорицательниц Ауринии, Веледы, Гамбары были известны средневековым писателям до IX в. Германские женские имена отражают исключительные качества, которыми наделяли германцы своих прародительниц (Берта - блестящая, Свинда - быстрая и т. п.).

Уважение к родичам по матери являлось обязательной нормой морали. Выходя замуж, женщина не порывала связи со своим родом: так, у англо-саксов за преступления женщину наказывал не муж, а ее род (муж карал только за измену и покушение на его жизнь). Вергельд женщины определялся по вергельду отца или брата, то есть по достоинству ее рода (у лангобардов такой порядок сохранился до VIII в.). По исландским и норвежским законам муж делил вергельд не только со своими взрослыми сыновьями, но и с сородичами жены. Англо-саксонское право, лангобардские законы подтвердили право родственников жены на охрану ее имущества, они следили за тем, чтобы муж не отчуждал ее собственность и не принуждал жену к продаже своего имущества.

По германскому обычному праву женщина могла наследовать движимое имущество, выступать в суде, давать свидетельские показания, приносить присягу20. Часть штрафов за преступления, совершенные против женщины, принадлежали самой потерпевшей. После вступления в брак часть имущества, в том числе и брачный дар жениха, считались собственностью жены.

В составе большой патриархальной семьи совместно вели хозяйство родственники по отцу в пределах нескольких поколений (чаще трех: отец - сыновья - внуки). У германцев (так же как у кельтов и славян) мужчина, кроме законной жены, мог держать в доме наложницу, дети которой имели свою долю в наследстве, хотя и меньшую по сравнению с законными. Лангобарды называли таких незаконнорожденных "внебрачными" (naturales).

Древние германские законы предписывали каждой женщине находиться под мундиумом мужчины (отца, мужа, родственников, короля). В лангобардском эдикте Ротари говорится, что женщина не может быть "под властью собственного решения". Вестготские и бургундские законы, напротив, допускал" такой статус, признав относительную имущественную право, способность женщины. За мужем и женой признавали раз, дельные права на имущество, штрафы за причиненный ущерб не оплачивались другой стороной. Однако всякое отчуждение имущества производилось с согласия мужа. Такого рода изменения в правовом положении женщины не означали повышения ее общественного статуса или ослабления патриархальной власти главы семьи. Развитие частной собственности и интересы разбогатевшей верхушки отражают законы, по-новому регулирующие имущественные отношения в семье. Права жены на имущество у состоятельных слоев определялись договором, который составлялся па случай смерти мужа. Вдова в течение года после смерти мужа не имела права вступать во второй брак под страхом утраты доли имущества умершего мужа. Родственники по отцу имели право на получение имущества (.включая и утренний дар) женщины, умершей и не оставившей детей.

Отцовская власть над детьми выражалась тоже мундиумом и проявлялась в праве женить и выдавать замуж детей, наказывать и распределять наследство.

Пережитки кровно-родственных связей длительное время оказывали влияние на правовые отношения в переходный период. Общинники-родичи и соседи были связаны обычаями взаимопомощи и общей ответственности за преступления. Они обязаны были преследовать и карать правонарушителей, действовавших на территории общины. Родственники принимали участие в заключении браков, выступали охранителями чести -женщины, опекали несовершеннолетних. Община IV в. была земледельческой, основанной на узах кровного родства и территориальных соседских связей. Она состояла из больших патриархальных семей (кровно-родственных союзов) и отдельных индивидуальных хозяйств малых семей, выделявшихся с разделом имущества между взрослыми сыновьями. Узы кровного родства не только признавали, но и чтили. Англо-саксонские законы Этельстапа говорят о выкупе родичами даже вора. У фризов родичи оказывали помощь при платеже одним из них штрафа за насилие над девушкой. У алеманнов даже в VII-VIII вв. убийство родственника считалось одним из самых тяжких преступлений и каралось полной конфискацией имущества. Значение этой правовой нормы усиливается предписанием христианской морали: "Господь Бог обязывает сохранять родство".

Порядок наследования имущества складывался на основе признания взаимных прав членов парентеллы, группы родственников-сонаследников, но постепенно преимущественные права в наследовании получали ближайшие родственники, а затем и прямые наследники - сыновья и позже дочери. Сонаследование означало право на получение части вергельда или композиции. С развитием государственности короли, присваивая главную функцию рода - защиту своих членов, претендующих на взыскание в пользу королевской власти части судебных штрафов. Основанием служило право короля на защиту свободных (мупдиум, туицио короля), на узурпации этой функции основана идея предоставления королем высшего правосудия и защиты всех подданных.

При записи обычного права получили признание взаимные обязательства и права ближайших родственников при уплате и взыскании вергельда. У англо-саксов в случае бегства убийцы родственники платили половину вергельда (Правда Этельберта, 23). Парентелла имела тенденцию к сужению состава родственников, решавших вопросы браков, опекунства, охраны, чести, получения штрафов. Если по Алеманнской правде родственники, имевшие право на получение вергельда, не обозначены точно по степеням родства, то Салическая правда указала, что они входят в систему трех степеней родства, а лангобаргские законы определяют права только ближайших родственников, вергельд могли получать лишь братья (Эдикт Ротари, 162).

Преимущественные права прямых наследников утверждались путем устранения притязаний родственников, ссылавшихся па обычное право, и путем ограничения свободы завещания, распространявшейся под влиянием римского права и развития понятия о частной собственности. Согласно вестготским законам женщина могла свободно распоряжаться 1/5 своего имущества, если у нее были дети, церкви -и другим лицам разрешалось давать не более 1/5. Законы запрещали родителям лишать наследства своих детей, произвольно увеличивать долю одного за счет другого. В исключительных случаях, по мотивам, указанным в законах, можно было выделить одного из сыновей и дать ему больше, но в пределах сначала 1/10, позже 1/3 всего имущества.

Пережитки кровно-родственных взаимных обязательств признавались в судопроизводстве. Родственники были обязаны преследовать и выдавать преступников. Обычное право подчеркивало публичный характер задержания преступника и передачи его в руки правосудия, что должно было означать освобождение от действия кровной мести со стороны родственников потерпевшего. Преследование производилось с криками или звуком рога, пока виновный не был схвачен.

Судопроизводство тоже было публичным. Инициатива возбуждения дела принадлежала потерпевшему: в случае признания виновного или иска ответчиком суд сразу же выносил решение. Если обвиняемый не признавался, то применялись две формы процесса: одна - потерпевший с свидетелями приносил очистительную присягу в том, что виновный пойман с поличным на месте преступления, после этого суд выносил обвинительный приговор; другая - суд возлагал тяжесть доказательства невиновности на обвиняемого, который отрицал вину, он сам и его соприсяжники приносили очистительную присягу, судебное решение выносили на основании сакральных испытаний (ордалий).

В качестве судебных доказательств признавали присягу соприсяжниками, судебный поединок, ордалии, с помощью которых как бы узнавали волю божества, указывающую на истину. Присяга произносилась по сакральной формуле без ошибок, малейшее отступление вело к проигрышу дела, так как считай лось доказательством вины. Судебный поединок проводился по точно установленным правилам и долгое время применялся в феодальном судопроизводстве. В судебном поединке вначале участвовали и женщины, этот порядок держался у баваров до VIII в. Судебные поединки определяли исход судебного спора, участники обязаны были сражаться до конца, оставлять своих сотоварищей считалось преступлением, по алеманнским законам это наказывалось 1/2 вергельда, по лангобардским - ценой жизни. В спорах о границах земельных владений запрещались поединки с участием наемных бойцов, и здесь привлекались соприсяжники, соучастники судебного процесса.

Ордалии - испытания водой и железом. Условия испытания строго регламентировались. При испытании водой, например, обвиняемого связывали особым образом и погружали в чан с холодной водой. Если он держался на поверхности, это было доказательством виновности, потому что вода, как чистая стихия, отвергала его. Погружение в воду соответственно признавали за доказательство невиновности. Испытание железом заключалось в следующем: испытуемый должен был взять рукой раскаленный кусок железа (или предмет) и пронести его на расстоянии трех шагов, после этого руку смазывали и завязывали полотняной лентой; если заживление ожога протекало нормально, это принимали за признак невиновности.

Соприсяжничество являлось характерной особенностью судебного разбирательства: соприсяжники усиливали обвинение или оправдание в непричастности к правонарушению, подтверждали силу иска или возражения ответчика, выступали в роли поручителей долговыхобязательств. Сопряжники выставляли в качестве залога свое имущество, давая поручительство за правильность ведения дела. Суд решал, какая из сторон должна представить доказательства, и наблюдал за выполнением правил предоставления доказательств. Соприсяжничество было проявлением права и обязанности рода по защите своего члена. Эта особенность кровно-родственных связей сохранилась в видоизмененной форме: в числе соприсяжников выступали не только родственники, члены парентиллы, но и соседи, наиболее авторитетные, добросовестные, отвечавшие своим имуществом за правильность показаний. У каждого свободного был свой круг соприсяжников, и, если умирал один из них, на его место назначался другой, из ближайших родственников.

Укрепление соседско-территориальных связей и развитие индивидуальных хозяйств в общине приводило к распаду папентилл. Последовало правовое признание возможности выхода из состава родственных объединений, в чем были заинтересованы прежде всего состоятельные землевладельцы. Салические Дранки и бургунды ранее других признали право отказа от участия в уплате и получении вергельда. Отказ от родства, то есть от взаимных обязательств и прав (сонаследования, соприсяжничества), укреплял самостоятельность разбогатевших семей, их имущественную независимость и в то же время увеличивал риск разорения для других.

В лангобардских законах встречается упоминание о добровольных объединениях (zava), которые оказывали сопротивление своему судье при вынесении судебного решения. В составе таких объединений действовали не родственники, а, как говорится в законе, злоумышленные лица (4-5 человек и более). Появление такого рода союзов свидетельствует о попытках свободных противопоставить королевской юрисдикции организацию, которая основана на старых традициях" активного влияния коллектива на ход судебного процесса. Подобного рода союзы могли заключать с целью коллективной ответственности за уплату штрафов и вергельда, поскольку их высокие суммы, соответствовавшие прежде всего числу всех родственников парентиллы, уже не в состоянии были платить отдельные малые семьи.

Обычное право, охранявшее многие пережитки старого родового устройства, традиция сонаследования, соприсяжничества, замены кровной мести высокими штрафами, способствовало углублению имущественного неравенства. Одновременно возникали новые нормы права, регулировавшие имущественные отношения и способствовавшие утверждению частной собственности в движимое имущество и развитию индивидуального владения землей.

По мере разложения родовых отношений право защиты, осуществляемое прежде кровно-родственным коллективом, переходит к главам патриархальных родов и семей. Кровная месть заменяется выкупом, на который имеют право сначала все сородичи, а затем ближайшие родственники. Но эта замена вражды и отмщения штрафами внедрялась с большим трудом, традиции были сильнее предписаний закона.

Какие исторические темы хотите видеть на сайте?

Поиск

Интересное