История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

Гордость Советского Союза ПО «Электронмаш» им. В. И. Ленина считался одним из самых лучших научно-производственных объединений по выпуску ЭВМ (позже их назовут компьютеры) в мире. Там производились первые советские ЭВМ.

На счету ПО «Электронмаш» и его коллектива немало заслуг в сфере компьютеризации в СССР. Об этом уникальном предприятии наша новая статья.

В начале 60-х годов начался производственный бум вычислительной техники. По всему Советскому Союзу создавались специальные научно-исследовательские и конструкторские организации и предприятия, а Киев стал одним из тех городов, где разработка и внедрение вычислительной техники проходили максимально успешно и быстро. Именно поэтому в скором времени стал вопрос о создании киевского завода, который бы мог в кратчайшие сроки и качественно осваивать и выпускать вычислительные машины необходимо для многих предприятий.

Потребность в заводе возникла после того, как оказалось, что первую управляющую машину широкого назначения «Днепр» негде серийно выпускать.Именно здесь был начат серийный выпуск первой в СССР управляющей машины широкого назначения (УМШН) «Днепр». За десять лет с 1965-го по 1975-й гг. было выпущено 500 машин. Директором завода в эти годы был Аполлинарий Федорович Незабитовский, а главным инженером - Вячеслав Петрович Сергеев.

Одновременно с началом производства машин «Днепр» на заводе был создан отдел внедрения, который возглавил выпускник КПИ (Киевского Политехнического Института) Алексей Алексеевич Сладков. Это был коллектив настоящих энтузиастов. Свою задачу они видели не только в том, чтобы внедрять имеющиеся технические и программные средства, а в формулировке требований к новым средствам, необходимым для автоматизации реальных объектов.

Ярким примером, характеризующим стиль работы коллектива завода в то время, может служить работа по теме «Вихрь». Была поставлена задача разработать систему автоматизации испытаний маршевых двигателей космических аппаратов, предназначенных для полета к Луне. Задача заключалась в сборе за короткое время (до 300 сек) большого количества информации с датчиков, установленных на двигателе, а также последующей ее обработке уже в реальном масштабе времени. В качестве ядра системы была выбрана УМШН «Днепр», однако для использования в системе ее пришлось существенно модернизировать. К осени 1965 года все изделия по теме «Вихрь» были изготовлены и поставлены в КБ Главного конструктора космических систем.

В 1972 году, когда ВУМ был преобразован в Производственное Объединение «Электронмаш», при нем был открыт Научно-исследовательский институт периферийного оборудования (НИИП). Именно НИИП, возглавляемый Станиславом Сергеевичем Забарой, начал развивать работы по разработке и освоению широкой номенклатуры внешних устройств: накопителей на магнитных дисках и лентах, алфавитно-цифровых и графических экранных пультов, печатающих устройств, графопостроителей, устройств ввода графической информации, устройств регистрации сейсмической информации, мультиплексоров передачи данных. Специально были созданы цех точной механики, испытательный полигон, а также был развит инструментальный цех.

Много усилий научный коллектив «Электронмаша» потратил на создание эффективной системы выходного контроля. Для этого был создан проблемно-ориентированный комплекс «КОДИАК». Система контроля получила признание и широкое распространение во многих организациях Советского Союза. Внедрение в производство комплекса «КОДИАК» позволило радикально решить проблему бездефектности блоков элементов, а вместе с ней и сокращения цикла отладки всех типов ЭВМ и их надежной работы у потребителя. 

Опыт ПО «Электронмаш» показал, что молодые специалисты – наиболее активная и плодотворная движущая сила прогресса в новой технике. Через 3-5 лет стажировки на конкретной работе они становились ведущими разработчиками, возглавляли новые направления, руководили лабораториями, участками, цехами, проявляя завидный энтузиазм. В числе первых заводчан, которые осваивали совершенно новое и необычное дело – разработку и производство ЭВМ – были М. С. Галузинский, А. А. Сладков, С. Н. Булка, Г. А. Булка, В. С. Калинин, Ю. А. Далюк, С. И. Самарский, А. Е. Пилипчук, В. А. Бойко, А. И. Чередник. Впоследствии, они стали руководителями подразделений и ведущими разработчиками.

Объединение «Электронмаш» также делилось опытом со многими предприятиями Украины. Непосредственными «питомцами» объединения можно считать Винницкий «Терминал», Одесский «Электронмаш», Лубенский «Счетмаш», Глуховский завод СВТ, Тетиевский завод СВТ, специализированное пуско-наладочное управление (КСПНУ), Институт периферийного оборудования с опытным заводом, Киевский учебно-вычислительный центр.

На счету ПО «Электронмаш» и его коллектива немало заслуг. Это и производство, начиная с 1965 года первой в СССР управляющей машины на полупроводниковых приборах «Днепр», а также изготовление в 1966 году машины для инженерных расчетов – "МИР”, которая стала первым шагом на пути к созданию персональных компьютеров. Была выполнена разработка и кратковременный выпуск, начиная с 1968 года ЭВМ «Днепр-2», предназначенной для решения широкого круга задач: планово-экономических, инженерных, управления производственными процессами, обработки данных. В 1970 году был освоен выпуск первых моделей Агрегаторной системы средств вычислительной техники (М 3000), а в 1973 году была завершена разработка и освоен выпуск управляющего вычислительного комплекса М4030. В следующем году уже был освоен выпуск ЭВМ М6000 и М400, а в 1978-1989 годах коллективом «Электронмаша» были разработаны и запущены в серийное производство модели международной системы малых ЭВМ – СМ ЭВМ.

Какие исторические темы хотите видеть на сайте?

Поиск

Интересное

  • ЭР200 - советский скоростной поезд

    1 марта 1984 года пассажиры на Ленинградском вокзале в Москве и на Московском вокзале в Ленинграде сели в новый поезд ЭР200 и спустя всего четыре с небольшим часа москвичи вышли в центре Ленинграда, а ленинградцы — в центре Москвы. В СССР впервые началась регулярная эксплуатация высокоскоростных электропоездов. Строили первый скоростной поезд в СССР почти 20 лет. Как в анекдоте, лучше одну пятую века потерять, потом за четыре часа долететь. Об этом Советском скоростном поезде наша небольшая статья.

    Подробнее...
  • Почему США считают, что они победили во Второй Мировой войне?

    Каждый русский знает, что американцев учат по-другому. Им рассказывают, что это они победили во Второй Мировой войне. Какое они имеют на это право? 

    Подробнее...