На миниатюрах XVI века часто встречаются изображения сабель. Одинаковыми саблями вооружены пехотинцы-янычары и всадники-сипахи.

Это длинная сабля со слегка отогнутой в сторону лезвия рукоятью, ее ножны снабжены двумя широкими обоймицами и наконечником. Эту саблю носят свободно подвешенной на поясной портупее на двух прикрепленных к поясу ремешках или шнурках. Название этого типа сабель - килич.

В Оружейной Палате Московского Кремля хранится такая сабля, принадлежавшая Князю Федору Михайловичу Мстиславскому. Эта сабля относится к тяжелому виду сабель. Сабля Князя Мстиславского датируется XVI веком и по своему виду похожа на сабли, изображенные на миниатюрах.

Рассмотрим ее характеристики.

Клинок Князя Мстиславского выполнен из булатной стали, долов не имеет. На клинке расположен картуш в виде крупной розетки с арабской надписью внутри. Перевод этой надписи имеет два варианта. В первом варианте перевод истолковывается так: "Работал раб Всевышнего Бога Абдул-Али Касым из Каира; будет крепкая защита во брани". Во втором варианте современный перевод звучит следующим образом: "Работал раб Всевышнего Бога Абдул-Али Касым египтянин", смысл дальнейшего текста не улавливается. На обухе клинка толщиной около 8-10 мм между двух каемок растительного орнамента помещена надпись: "Сабля княжь Федорова Михайловича Мстиславского".

Длина клинка 86 см 4 мм. Ширина клинка у пятки 5 см, у елмани 8 см.

Елмань - расширение клинка от острия до центра удара, служащее для придания этой части клинка большого веса.

Крестовина прямая, в середине помещен круглый картуш с резным рисунком - плетенкой, состоящей из двух лепестников - арабесок, называемых руми. Концы крестовины украшены аркой. Черен рукояти слегка отогнут в сторону лезвия и прикреплен к хвостовику двумя заклепками. Рукоять сабли деревянная, обтянута черным хозом. Головка рукояти восьмигранной формы, с чередующимися гладкими гранями и гранями, украшенными резьбой и руми.

Ножны представляют собой деревянный футляр, выполненный по форме клинка, обтянут черной кожей. Ножны имеют широкое устье (устье с обоймицей выполнено как единое целое), широкий наконечник и еще одну обоймицу.

Весь прибор ножен украшен глубокой гравировкой и чернью, выпуклые пояски покрыты позолотой. Орнамент представляет собой типичную арабеску, симметрично расположенные стебли с двухлепестниками-руми.

Надпись на клинке сабли Мстиславского (Касым египтянин) позволяет предположить, что сабля сделана в Египте и является образцом мамлюкского оружия. В Османской Империи было распространено мамлюкское вооружение. Во всяком случае, в монографии "Янычары" Г.Э.Введенского изображены турецкие миниатюры XVI века. Если внимательно присмотреться к иллюстрациям, то можно увидеть, что на миниатюрах османские воины изображены именно с такими саблями. Есть фотографии турецких миниатюр XVI века, где воины сипахи и янычары изображены с саблями, аналогичными сабле Мстиславского. На одной из миниатюр изображен сипах, который держит в руке обнаженную саблю с ярко выраженной елманью. По своему внешнему виду клинок этой сабли соответствует клинку сабли Мстиславского. Такие тяжелые сабли (килич) условно называют мамлюкско-османскими.

Обух сабли Князя Мстиславского, Оружейная Палата, Московский Кремль, XVI век

Поиск

Интересное

  • Анбур - стефановская азбука (пермская азбука или зырянская азбука)

    Анбур - Стефановский алфавит появился в Великой Парме (Перми, в Коми крае) в XIV веке. Создание этого алфавита приписывается Стефану Пермскому.

    Подробнее...
  • ГАЗ-АА Полуторка

    29 января 1932 года на Горьковском автомобильном заводе был собран первый грузовой автомобиль «ГАЗ-АА» - знаменитая "полуторка".  Этой простой и надежной машине суждено было пройти все героические испытания, выпавшие на долю советских людей. Автомобиль отличился упорным трудом в годы первых пятилеток, тяготы Великой Отечественной войны, а затем на восстановлении народного хозяйства и разрушенных городов после Победы. Полуторка, знакомая каждому мальчишке по фильмам и книгам, стала таким же символом войны, как танк Т-34, «Катюша» и трехлинейка. И сегодня, в годовщину со дня создания этого автомобиля-трудяги, не будет лишним вспомнить его историю и тот непростой путь, который пришлось «Полуторке» пройти.

    Подробнее...