Как известно, кирбет-керакская культура Ханаана (Кирбет-Керак, Бейт-Шеан, Афула, Иерихон, Мегиддо, Гезер), а также Сирии (Амук, слои II и I; Алеппо, город Хама (долина Оронта)) и Турции (Анатолии) была открыта Леонардом Вулли в 30-х годах ХХ века. Наименование же "кирбет-керакская" (культура) связано с городом Кирбет-Керак (Бет-Джерах), расположенным на берегу Кинерета у истоков Иордана. В комплексах, характеризующих эту археологическую культуру, обнаружены, в частности, изготовленные от руки (без гончарного круга) многоцветные чёрные и красные сосуды (J.B. Hennessi, 1969; J. Huot, 1982). И, как отмечает Э. Анати («Палестина до древних евреев». 2007), для Ханаана эта керамика была "чуждой" (поскольку была ручной лепки), и просуществовала в стране, "не смешиваясь с другими", несколько веков.
В 1950 году С. Худ и Р. Амиран обратили внимание на сходство кирбет-керакской керамики Ханаана с изделиями из Центральной Анатолии. Примечательно, и в Северной Сирии, в долине Амука (ок. 2500 г. до н. э.), на среднем течении Евфрата (на побережьях рек Хабур и Балых) тоже была распространена чёрно-лощённая керамика (кирбеткеракская культура). Примерно в эту же эпоху подобная керамика встречается (вместе с местной) и в сирийских поселениях Тель Хуера, Халава, Мумбакат, Тель Фарфара и Тель Брак. И даже несколько позднее, в период «Амук Н», здесь найдена (к примеру, ок. 2300 г. до н. э. в Алалахе) своеобразная расписная керамика, соотносимая, как считается, с хурритами (заметим, что существует мнение, связывающее чернолощеную керамику куро-араксской и кирбет-керакской культур не с хурритами, а с хатти). Знаменательно, что в поселении Телль-Мозан (вблизи города Мардин, расположенного на границе Турции с Сирией), известном во второй пол. III тыс. до н.э. как хурритский город Уркеш (Fоrtin. 1999); найдены металлические предметы, обладающие большим сходством с куро-аракским материалом (Kelly-Buccellati.1990).
В Угарите (в III слое Рас-Шамры) также встречается чернолощеная и красно-ангобированная керамика. Примечательно, что, как считается, через пару веков, примерно к 2100 г. до н.э., эта керамика распространяется и в Киликии, где (по материалам из Тарсуса) обнаруживается (продолжает использоваться) и старая (местная, Киликийская) керамика раннебронзовой эпохи. Принято полагать, что раннебронзовая III культура Киликии - однозначно западно-малоазийского (из Северо-Западной Анатолии) происхождения (выявляется непосредственная связь с Тарсусом, - городом «ранней бронзы II», западное побережье Сирии), т.е., видимо, ещё хаттская.
Уместно (и важно) отметить, что Ж. Йакар пришёл к выводу, что в раннебронзовый период I (3500-2200 гг. до н.э.) участие в модификации культуры (цивилизации) в Анатолии приняли носители подунавской культуры "винча", вытеснившие в сер. IV тыс. до н.э. культуру халколита в Юго-Восточной Европе. Однако важно отметить, что в Анатолии участие праариев в этом процессе не усматривается.
Так, С.А. Барней (1958 г) рассматривал анатолийскую и закавказскую керамику как единое целое, и классифицировал её как «керамику закавказско-восточноанатолийского периода ранней бронзы». Как известно, кирбет-керакская культура «лучше всего вне Палестины представлена на Кавказе, в регионе распространения куро-аракской культуры». Знаменательно, что спиральный орнамент, который нередко наносился на кирбет-керакскую керамику, широко использовался не только на Кавказе, но и в Анатолии - в Трое (Э. Анати «Палестина до древних евреев». 1962).
Показательно и то (в части распространения кирбет-керакской культуры в Ханаане), что о заметно возросшем уровне развития художественной металлургии в стране в конце халколита (поздний халколит - первая пол. IV тыс. до н.э.) свидетельствует, к примеру, медное, золотое и электроновое литьё кладов из пещер Нахал Мишмар и Нахал Квана (найдены сотни изделий). И в Библе конца IV тыс. до н.э. также зафиксировано более широкое использование металлических орудий. Центры металлопроизводства (и изделий из металла) в этот период появились во многих регионах Ханаана. Характерно, что начало бронзового века в Ханаане относят к 3300 г. до н.э., что определённо может быть связано с экспансией (и соответствующим уровнем технологии) носителей куроаракской (кирбет-керакской) культуры, поскольку металлообработка в Ханаане в эпоху этой культуры являет собой, в сравнении с предыдущей, качественно новую ступень в развитии технологии металлов.
В Кирбет-Кераке раскопано крупное (ок. 39х35 м) сооружение (предположительно, храм) прямоугольной формы (анатолийская тенденция), ориентированное по линии восток-запад, с внутренним двором и продолговатым (9 м в длину) центральным залом, вход в который располагался с восточной стороны. Крышу зала поддерживали две стоявшие в его середине колонны. Во дворе строения обнаружен «очаг» (огненный алтарь), а также и устройство для воскурения благовоний (своеобразная курильница). Двор и зал этого храма окружало восемь круглых зернохранилищ (видимо, храмовых).
И характерно (Э. Анати), что храмы подобного типа, относящиеся к рассматриваемому периоду, хорошо известны в убейдской Месопотамии, что может говорить о носителях кирбет-керакской культуры как о прахурритах (о прахатто-хурритах).
Поскольку раскопки в Табара-эль-Акрад (Антиохийская равнина) показали, что в Сирии кирбет-керакская культура возникла раньше, чем в Ханаане, предполагается (И.Ш. Шифман; Н.Я. Мерперт), что куро-аракцы, создавшие кирбет-керакскую культуру, мигрировали в Ханаан (в Угаритский ном) непосредственно из Сирии и далее распространились в Ханаане (заметим, что почти в этот же период (в 3300-2200 гг. до н.э.) амореи оккупировали большую часть Ханаана, вторгнувшись с юга).
Так, особо выделяется кирбет-керакская земледельческая культура Беер-Шевы, охватившая обширный южный регион страны (лощёные гончарные бытовые и культовые сосуды, базальтовые блюда, украшения из перламутра, меди; фигурки из слоновой кости). Родственные ей культуры обнаружены также в Телейлат-Гхасуль и в Хедере ("Краткая еврейская энциклопедия". 1976/1992.).
Очевидно, что и до экспансии в Ханаан носителей куро-араксской культуры (амореи появились в Ханаане, практически, в тот же период или несколько ранее) население страны говорило на различных прахатто-хурритских диалектах (поскольку согласно данным работы О.П. Балановского («Parallel Evolution of Genes and Languages in the Caucasus Region»), отделение хурритского языка от хаттского произошло примерно на рубеже V-VI тыс. до н.э.). Как известно, изучение хурритских текстов из разных архивов позволило выяснить, что «они отражают не единый литературный язык, а пучок диалектов», которые (условно) можно разделить на три основные группы (М.Л. Xачнкян «Диалекты хурритского языка». 1978).
Показательно ("Отцы Авраама"), что мигрировавшие (бежавшие от амореев) в Ханаан в кон. III тыс. до н.э. из империи III династии Ура шум.-акк. племена "черноголовых" соприкоснулись (встретились) там с хатти и хурритами уже как с разными этносами, чему свидетельствует Ветхий Завет.
Так, в Священном Писании (Быт. 10. 15-18) приведён перечень племён Ханаана: это - «Сидон [в значении «финикийцы»]… Хет [хатти], Иевусей, Аморей, Гергесей [гиргаситы], Евей (Аввей), Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей», а также рефаим (которые, вероятно, были не племенем, а религиозной кастой, - «образовывали сакральное сообщество» (И. Шифман)). К настоящему времени найдены следы всех этих этносов, включая и гиргаситов, существование которых, как одной из этнических групп ханаанеев, было доказано последним (M. Sznycer "A propos de l'inscripton punique de Carthage". 1996).
И, как представляется, среди всех упомянутых племён народ "хатти" доминировал численно (в перечислении Хет - второй (после Сидона) сын Ханаана), о чём может свидетельствовать и тот факт, что в ассирийских клинописных текстах одно из названий Ханаана (И.Г. Троицкий. «Библейская археология». 1913; Джеймс Г. Маккуин. «Хетты и их современники в Малой Азии») - «мат-хатти», что означает «страна/земля (как мать) хаттеев» (постнеолитическое представление). Так, И.М. Дьяконов упоминает, что ассирийцы нередко называли хаттами (не хеттами) не только малоазиатов, но и жителей Сирии, Финикии и Палестины.
В Ханаане хатти жили издавна и повсеместно, задолго до прихода туда в конце III тыс. до н.э. племени «Авраам». Согласно Ветхому Завету, праотец Авраам купил землю (поле) в местности Мамре у Ефрона Хаттеянина («хатта, хатти»: "Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хата" (Быт.23.7) "и говорил… я у вас пришелец и поселенец» (Быт. 23. 3-4).). Авраам купил у Ефрона (Быт.23.2) и пещеру с названием «Махпела»). Слово «Мах-пела», по мнению чеченских учёных, состоит из двух нахских (видимо, прахатто-хурритских) терминов (А.Г. Мациев): «мах» - «цена, плата» и «бела» в значении (А. Вагапов) «купленная» («бол» - «плата (за помол)»). И тогда название «Махпела» может говорить о том, что эта пещера «за (хорошую) цену купленная» («за довольную цену... за четыреста сиклей серебра» (Быт. 23.9,15)).
Знаменательно, что при перечислении этносов, населяющих Землю Ханаанейскую, Священное Писание постоянно упоминает «хатта» в числе автохтонных племён. Так, хатти, жившие, в частности, в Аскалоне при его захвате Рамсесом II, изображены в Карнаке как люди анатолийского (арменоидного) типа (А.Г. Сейс. "Расы Ветхого Завета". 1891/1925).
Отметим также и то (И.М. Сигаури), что персидские источники называли письменность, существовавшую у иудеев Хазарии, «хаттским почерком (письмом)» (т.е. персы называли «хаттским почерком (письмом)» ханаанейскую письменность). Любопытно, что этноним акк. «хатти/хетты», или ивр. «חטא») «хатта») переводится с иврита как «грешник», по-видимому, из-за распространённого среди хеттов Ханаана и страны Хатти в Анатолии священного скотоложества (параграфы Хеттских законов, относящиеся к скотоложеству - №№ 187, 188, 199, 200 ("Хрестоматия по истории Древнего Востока", под ред. М.А. Коростовцева и др.. 1980. Ч.I)), которое в Пятикнижии трижды осуждается, как великое преступление (грех). Согласно Хеттским законам (табл. 1, пар. 68) еще и в I тыс. до н.э. кобыл не позволялось использовать для колесничной и верховой езды, ибо ездить на кобыле считалось для воина "зазорным" (АВИУ. № 43, прим. 2). Заметим, что и на языке нахчи (потомков хурритов) одно из значений слова «хатт» - «(влажная) грязь».
Считается, что в Ханаане (в Финикии и Палестине), обычно вотчине Древнего Египта, хетты (не хатти) могли появиться лишь (эпизодически проникать) в эпоху их Древнего царства. Так, в Кн. IV Цар. (7.6,7) уже повествуется о хеттах (не хатти). Рассказывается, что во время осады арамеями Сирии израильской крепости в Самарии, в одну из ночей у стен крепости "Господь сделал то, что стану Сирийскому послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого. И сказали они друг другу: верно нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас... И встали и побежали... и оставили весь стан... спасая себя".
Много ли хурритов проживало в Ханаане задолго до эпохи гиксосов - достоверно не установлено. Если судить по истолкованию наименования «Махпела» (см. выше), хурриты вполне могли обитать в Ханаане с тех же времён, что и хатти («хатт» похурритски - "хаттухи" (у И.М. Дьяконова - "хетт")) как часть единого прахаттохурритского этноса.
Вполне возможно, что все ветхозаветные «гаргаритяне», «гараритяне», «гародитяне», «агаритяне» и «агаряне» - это такие ханаанейские племена, как «гергесеи (гаргаситы)», которые являли собой протохуритский этнос, входивший в хатто-хурритскую языковую группу. Показательно, что в древности (вай)нахи были известны («География» Страбона, I тыс. до н.э.) как «гаргареи» (хар-хареи), что (этот этноним), по-видимому, идентично библейскому - «хореи» (хурри-хуреи), т.е. нахи-«гар-гареи» были прахурритами (примечательно, что, помимо нахов долины Терека, термином «гаргареи» называли в I тыс. до н.э. и хурритское население Карабаха). Предполагается, что данное наименование - нахско-хурритского происхождения. Так, в ингушском языке (нахчи) слово «гарга» означает «близко, похоже», а «гаргар» - «родственный, близкий, похожий», и этноним "ингуши" адекватен названию "галгаи".
После же изгнания гиксосов из Египта (в 1567 г. до н.э., по Эвансу) мощная волна хурритов расселилась (осталась) в Ханаане ("Гиксосы и их потомки"), - азиатской части царства гиксосов; вместе с тем, часть племён проследовала и далее - в Рутену и Сирию. Так, почти сразу в Палестине появился новый тип кeрамики с двухцветными узорами, которую, как полагает Кэтлин Кеньон, изготавливала та часть хурритов, которая обосновалась на юге (и в Эдоме). По всей вероятности, эти хурриты и представляли собой племена ветхозаветных хорреев (хурритов), - отпрысков семи сыновей Сеира Хорреянина, которые обитали в окрестностях горы Сеир, в земле Едома (Быт.14.6; 36.20,21,29,30), где они были независимы и имели своих старейшин (Быт.36.). Об этих же хурритах повествуется и в угаритской "Поэме о Карату", где рассказано, что ханааней (финикиец), царь города Дитану, возжелал взять в жёны деву-хурритянку, первородную (старшую) дочь царя города "Эдом Великий", хуррита Пе-Бели (имя аккадское - "Уста моего Бела" (здесь - Энлиля)), о котором в Книге Бытия (36.32) упоминается, как о первом царе Эдома ("Царствовал в Эдоме Бел").
Из Эль-Амарнского архива (письма и таблички из Таанаха и Шхема) также следует, что хурритское население Ханаана обитало и в его центре. Согласно этим источникам, хурритским был город Шхем. При этом Ветхий Завет (Быт. 34.2) называет жителей Шхема «хивитами» (в ивритском тексте Библии царь Шхема Хамор назван «хивитом» (Быт. 34.2), а грекоязычной Септуагинте - «хорреем»). Показательно и то, что хивитами в Библии названы также и жители других регионов, населенных хурритами (гора Хермон, горы Ливана). Существует мнение, что и жители Иерусалима Амарнского периода - тоже племена, состоящие из гиксосов-хурритов и иевусеев, - видимо, ещё автохтонных прахатто-хурритов (гипотеза обосновывается тем, что правитель Иерусалима носил хурр. имя "Абду-Hebe" (т.е. он - хуррит (Hebe - хурр. богиня Хеббат)) и конфликтовал с агрессивными шум.-акк. племенами хаибири; а также и тем, что упоминаемое в II Сам. 24/18 имя иевусея "Аравн" (Орнан, Орн)", по всей вероятности, соотносится с хурр. термином "эверна", означавшим "господин, владыка"). По данным архива из Эль-Амарны известны также (S.R. Hess "Amarna Personal Names". 1993): Шуваардата, правитель (царь) Кеилы; Биридия, правитель Мегиддо; Сурата и Сатаатна, цари (или правители) Акко; Йаасдата, царь Танааха; Биридаасва, царь Йеноама (или Ашторет); Интарута, царь Ахшафа; Пу-Хеба, правитель (царь) Гвала.
Позднее же, как сообщает Книга Второзаконие (2.12), хотя и «на Сеире жили прежде хурреи, но сыны Исавовы прогнали их». Юридические таблички из Танааха и Шхема (Джон Грей "Ханаанцы". 2003), составленные примерно через столетие после Амарнского периода, указывают на уход хурритов из Ханаана: на почти 100 (сто) семитических имён в данных табличках, приходится лишь несколько хурритских. Как выяснилось, значительная часть хурритских племён вернулась из Ханаана в Рутену и Сирию (и консолидировалась там в царство Митанни).
Характерно, что немало хатти находились в стране и во времена, когда пророк Моисей привёл свой народ в Ханаан (постамарнский период): «Амалек живет на южной части земли, (а) Хеттеи, Иевусеи и Аморреи живут на горе» (Чис.13.30); и в период правления царей Давида и Соломона (военачальник Урия Хаттеянин (2 Цар 11.3) и его супруга, ставшая матерью царя Соломона («хаттаянка»); а также у последнего было «много жен хеттских» среди его тысячи жен и наложниц).
Вполне возможно, что какие-то племена куро-аракцев, прочно обосновавшихся в районе Беер-Шевы, через Синай мигрировали и в Египет (как и многие иные этносы до и после того). Для подтверждения правомерности такого предположения можно, в частности, привлечь утверждение "жреца Санхунйатона ("Финикийская история"), о том, что ханаанеянин "Хен (Кен)" и египтянин "Эйсирий (Осирис)" - братья. Ветхий Завет, в свою очередь, также называет Кенаана (Кнаан, Ханаан) и Мицраима (Египет) братьями.
Несомненно, что эти древние сведения имеют под собой научно-историческое обоснование. Так, анатолийские/арменоидные черты отчётливо просматриваются на рельефах (Синай, места добычи медной руды и бирюзы), изображающих египтян Санахта и его брата Джосера, представителей III династии фараонов (2727-2655 гг. до н.э.). Знаменательно, что выявлено ("Краткая еврейская энциклопедия". Т1, 1976/1992) антропологическое сходство между черепами египтян и ханаанеев (выборка периода бронзового века). Строение черепов большого числа египетских мумий (Г. Бругш "Всё о Египте". 2000) и взаимные пропорции частей их тел указывают на антропологическую близость типов древних египтян с носителями анатолийских/арменоидных черт. Помимо этого, на территории Северной Африки обнаружены лингвистические параллели с архаичной этнонимикой и топонимикой Кавказа (анатолийской по происхождению), существовавшими ещё до образования Карфагена (Н.Я. Марр «Карфаген и Рим». В кн. Н.Я. Марр «Избранные работы». т.IV. 1937г).
Более того, генетики из института Макса Панка (Max Planck Institute for the Science of Human History) и Университета Тюбингена (University of Tuebingen) частично восстановили геном 90 египетских мумий, возрастом от 3500 до 1500 лет, и, проанализировав его, пришли к выводу о том, древние египтяне были выходцами из Древнего Ханаана и Сирии (т.е. вполне могли быть потомками хатти и хурритов кирбет-керакской культуры).
Исследование мт-ДНК современного населения Верхнего Египта (Oasis Gurna) показало наличие у популяции следующих гаплогрупп: H (14.7%), I (5.9%), J (5.9%), L1a (11.7%), L1e (5.9%), L2a (2.9%), M1 (17.6%), N1b (8.8%), T (5.9%), U(8.8%), U3 (2.9%), U4 (5.9%), L3*(a) (5.9%), L3*(b) (2.9%), оther - 2.9%. Сопоставление приведённых данных с соответствующими анатолийскими гаплогруппами свидетельствует о довольно близкой генетической общности египтян и анатолийцев/арменоидов.
М.И. Зильберман Анатолийцы, Кавказ и куро-аракская культура.