История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

Время существования: конец бронзового века.

Ареал распространения: Хакасско-Минусинская долина, река Карасук.

Описание: выделяют два этапа: карасукский и каменноложский.

    Инвентарь своеобразен, особенно глиняная посуда, большинство которой шарообразная, так называемые бомбовидные сосуды, с украшением нарезным или штампованным геометрическим орнаментом, состоящим из заштрихованных треугольников или ромбов. Такой же орнамент встречается на найденных ножах, наиболее характерны коленчатые ножи, лезвие которых образует с ручкой тупой угол. Известны также дугообразно изогнутые ножи, прямые и даже "хвостатые", у которых конец лезвия отогнут вверх в виде хвостика. Некоторые ножи имеют на ручке кольцо, грибовидную шляпку или изображение головы барана. Наряду с ножами были распространены бронзовые кельты, кинжалы, боевые топоры и чеканы. Отлитые из бронзы чеканы похожи на удлененные молоточки с острым граненым бойком и обухом. Они надевались на деревянную ручку и, видимо, являлись боевым оружием. Позже, на этапе каменноложском, сосуды встречаются яйцевидной формы, чашки, сосуды на поддоне, орнамент становится беднее, он наносится только по венчику в виде насечек, треугольников, ромбов.

     Много украшений: бронзовые лапчатые подвески в виде фигурного стерженька, заканчивающегося небольшими отростками - лапками. Широко употреблялись украшения в виде согнутого гвоздя с большой шляпкой, нашивки, бронзовые браслеты и перстни, трубчатые пронизки, выпуклые бляшки, имитированные из камня раковины каури и аргалитовые бусы.

    Основой хозяйства было скотоводство. Люди этого времени освоили верховую езду на лошади. Скотоводство было яйлажным, при котором скот летом отгонялся на летние пастбища в горы, а зимой возвращался на зимние пастбища в долины. Люди передвигались вместе со скотом. 

     Все искусство заполняют образы животных. В нем реалистичность сочетается со стилизацией. 

 

Захоронения: значительные могильники у р.Карасук, по Уйбату, около сел Сыда, Орак, Джесос, Кривинское и др. 

     На этапе карасукском могильники представляют собой родовые кладбища, насчитывающие до нескольких сот курганов. Они устраивались в виде круглых или прямоугольных оградок из поставленных на ребро каменных плит. К основным оградам пристраивались более мелкие. Внутри оградок находятся могильные ямы, стены которых укреплены поставленными на ребро каменными плитами. Погребенные лежат на боку с подогнутыми ногами и руками, головой на северо-восток. Около их головы обычно ставили глиняные сосуды, рядом со скелетом находят кости животных и бронзовые предметы. 

     Для каменноложского этапа характерны небольшие кладбища. Погребали на спине, в вытянутом положении, головой на северо-восток.

     У людей этой культуры сложилась своеобразная идеология. К этому времени относится часть каменных стел в Хакасско-Минусинской котловине - больших каменных столбов, связанных с погребальным культом. Они ставились около могил.

Предшествующая культура: андроновская

Примечание: культурный слой карасукской культуры, как правило, ничтожен. Это связано с тем, что люди передвигались со скотом по пастбищам, зимой жили в землянках, а летом в легких, переносных жилищах. Выделяют даже карасукскую эпоху. Гипотезы о возникновении и распространении карасукской культуры до сих пор не доказаны.

Какие исторические темы хотите видеть на сайте?

Поиск

Интересное

  • Ранний Ашшур

    Древнейшая политическая история Ашшура нам совершенно неясна. Известно лишь, что в XXI в. до н. э. он был недолгое время подчинен царству Шумера и Аккада, и здесь сидел наместник, оставивший надпись. Впоследствии был составлен царский список Ашшура, однако в первой своей части он недостоверен: он начинается с «царей, живших в шатрах», но их перечень является не более как частью генеалогии аморейских племен, к которым причисляли себя предки Шамши-Адада I, правившего не только Ашшуром, но и всей Верхней Месопотамией в XIX в. до н. э.; о нем речь пойдет далее.

    Подробнее...
  • Противостояние Мономаховичей и Ольговичей

    Когда говорят про XI, XII, начало XII века, вообще в целом про монгольскую Русь, первым делом касаются вопроса противостояния русских князей. Большинство исследователей просто так и делят свои главы, начиная с Соловьёва, Карамзина, на Мономаховичей и Ольговичей. Одни поступили так-то, другие на это захватили какой-то город. Это основная проблема того, что было плохое противостояние половцам, другим кочевникам, татаро-монголам.

    Хотя, казалось бы, это более поздний этап, когда смешались немного эти рода.

    Подробнее...