История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

Характеристика основных этапов становления и развития исторической науки в Северной Америке (США). Отличительные черты американской исторической мысли, влияние на них специфики исторического развития США.

Место истории в системе общественных наук США. Основные центры изучения и преподавания истории США. Американские библиографии и труды по историографии истории США. Отечественные исследования по американской историографии. Переводы трудов американских авторов на русский язык.

Развитие исторических знаний в колониальной Америке

Описания процесса колонизации и освоения Северной Америки в сочинениях колониальных хронистов первой половины – середины XVII в. Сочинения Джона Смита, Уильяма Бредфорда, Джона Уинтропа. Первая печатная история Массачусетса Эдварда Джонсона. Особенности представлений ранних хронистов о значении колонизации континента, отношениях с коренным населением, внутренней организации и основных проблемах жизни колоний.

Второй этап изучения истории североамериканских колоний (вторая половина XVII в.). Роль Гарвардского колледжа. Сочинения Уильяма Хаббарда, Инкриза Мезера, Коттона Мезера. Отражение в них взглядов пуританской колониальной элиты.

Третий этап изучения колониальной истории – XVIII в. Работы С.Сьюолла, Р.Беверли, У.Бирда, К.Колдена, Т.Принса, У.Стита, У.Дугласа и др. Возрастание роли Виргинского колледжа. Отход от пуританской исторической концепции.

Развитие исторической науки в США в конце XVIII – первой половине XIX в.

Американское Просвещение, его характерные черты и особенности. Влияние философских и общественно-политических взглядов американских просветителей на развитие исторических представлений. Зарождение историографии Войны за независимость. Влияние общественно-политической борьбы на развитие исторической науки. Работы историков-федералистов Д.Рамсея, Д.Маршалла, Дж.Мино, С.Вильямса, Т.Питкина. Историки-антифедералисты: М.Уоррен, У.Гордон, М.Уимс, Д.Берк. Исторические взгляды лоялистов: Т.Хатчинсон, П.Оливер и др.

Публикации и изучение исторических источников в США в конце XVIII – первой половине XIX в. Развитие исторического образования в США. Исторические общества и их роль в изучении истории США.

Особенности развития США в период от Войны за независимость до Гражданской войны, влияние общественно-политической ситуации и идейной борьбы на развитие исторических представлений. Влияние европейской исторической науки на формирование "ранней" ("романтической") школы американской истории. Различия американского и европейского романтизма. Историческая концепция Джорджа Бэнкрофта. Ф.Паркмен: "Франция и Англия в Северной Америке". Другие представители романтической школы. Отражение борьбы по вопросу о рабстве в американской историографии: взгляды представителей аболиционистского, прорабовладельческого, либерального направлений на институт рабства в американской истории.

Историческая наука в США во второй половине XIX в.

Общественно-политическая и идейная ситуация в США после Гражданской войны. Прогресс в развитии исторического образования в США. Американская историческая ассоциация. Деятельность региональных и местных ассоциаций. Публикации источников. Развитие исторической периодики. Профессионализация американских историков. Влияние европейской философии и исторических школ на развитие исторической науки в Соединенных Штатах.

Упадок "ранней" ("романтической") школы. Позитивизм и усиление «критического» ("научного") направления в историографии.

Появление и развитие основных направлений историографии Гражданской войны.

Англосаксонская (тевтонская) школа. Герберт Бакстер Адамс, Дж.Фиске, Дж.Барджесс, Дж.Госмер.

Дж.МакМастер и начало культурно-психологической и дипломатической истории США.

Начало историографии утопического социализма и рабочего движения в США, возникновение марксистской историографии.

Развитие исторической науки в США на рубеже XIXXX вв.

Особенности развития США на рубеже веков, состояние общест­венной мысли. Либеральный реформизм и общественные науки. Раз­витие антитрестовского движения, антимонополистическая критика в публицистике. "Разгребатели грязи" (макрейкеры). Состояние амери­канской исторической науки на рубеже веков. Кризис философско-теоретических и методологических основ позитивистской историогра­фии. Рост субъективистских тенденций. Выдвижение презентистских и релятивистских концепций. Усиление консервативных тенденций в историографии.

Необходимость нового исторического синтеза и зарождение прогрессистского (экономического) направления в конце XIX – начале ХХ вв. Ф.Дж.Тернер и его концепция исторического развития США. Работы Ч.Линкольна и К.Беккера. Дж.Робинсон о задачах исторической науки. Первые работы Ч.О.Бирда и их роль в формировании прогрессистской историографии.

Формирование коммонсовско-висконсинской школы истории рабочего движения.

"Имперская школа" колониальной истории Северной Америки. Работы Г.Осгуда и Дж.Бира.

Изучение Гражданской войны и Реконструкции. Возникновение прогрессивной негритянской историографии.

Внешнеполитическая экспансия и основные направления в изучении внешней политики США.

Социалистическое направление в американской историографии.

Историческая наука в США 19181945 гг. Подъем прогрессистской школы

Основные тенденции общественно-политического развития США в межвоенный период. Состояние исторической науки. Деятельность исторических обществ. Историческая периодика. Публикация источников. Создание сводных трудов по истории США.

Эволюция прогрессистской историографии в трудах Ч.О.Бирда, А.М.Шлезингера-старшего, Дж.Т.Адамса, К.Ван Вудворда, В.Л.Пар-рингтона и др. Вклад историков-прогрессистов в исследование проблем основных периодов американской истории.

Консервативные направления в изучении американских революций XVIIIXIX вв. Работы Ч.М.Эндрюса, Э.Чаннинга, У.Б.Филлипса и др.

Развитие и начало упадка коммонсовско-висконсинской школы. Социал-реформистское направление историографии рабочего движения.

Развитие негритянской историографии. Исследования К.Г.Вуд-сона и У.Дюбуа и их последователей.

Историография внешней политики и дипломатии США: основные тенденции и направления исследований. Работы Д.Перкинса, С.Ф.Би-миса, Т.Бейли, Дж.У.Прэтта, Т.Деннета, С.Ниринга, Дж.Фримэна и др. Консервативный, либеральный и радикальный подходы к истории внешней политики. Сдвиги в ее изучении в 30-х гг.

Американская историография первой мировой войны: апологетическое и ревизионистское направления.

Марксистское направление в межвоенной историографии США.

Историография США во второй половине ХХ в. (1940–1950-е гг.)

Особенности, условия и этапы развития исторической науки в США после второй мировой войны. Влияние холодной войны на состояние американской исторической мысли. Организация исторической науки и исторического образования, крупнейшие центры исторических исследований. Профессиональные организации американских историков. Периодические издания. Публикации источников. Обобщающие труды по американской истории.

Особенности первого этапа развития послевоенной историографии США. Изменения философско-теоретических и методологических основ исторической науки. Кризис и упадок прогрессистского направления. Формирование теории консенсуса, ее основные положения и их воздействие на интерпретацию основных событий американской истории. Консервативное направление в консенсусной историографии и его трактовка главных проблем истории США. Работы Л.Хартца, Д.Бурстина, Р.Е.Брауна, М.Дженсена, Э.Дугласа, Р.Николса и др.

Неолиберальное направление школы консенсуса. Основные черты неолиберальной историографии 1940–50-х гг. Труды Р.Хофстедтера, А.М.Шлезингера-младшего

Историография внешней политики США. Школы "политического идеализма" и "реальной политики", их теоретико-методологические основы. Взгляды и работы С.Бимиса, Д.Перкинса, Г.Моргентау, Р.Осгуда, Дж.Кеннана и др. Причины холодной войны и советско-американские отношения в работах американских историков 1940–50-х гг.

Марксистская историография США в 1940–50-х гг

Историография США во второй половине ХХ в. (1960–1990-е гг.)

Кризисные явления в развитии американского общества 60–70-х гг. и их влияние на развитие исторической науки в США. Воздей­ствие на американскую историографию концепций У.Ростоу, Д.Белла, З.Бжезин-ского, Дж.Гэлбрейта. Кризис школы консенсуса, развитие но­вых исторических школ и концепций. "Идеологическая ("интеллек­ту­альная") школа. Э.С.Морган. Б.Бейлин и его последователи. Г.Вуд. У.Э.Уильямс и формирование школы "новых левых" историков. Об­щественно-поли-тическая и научная ориентация "новых левых", их роль и место в американской историографии 1960–70-х гг. Ведущие представители "новой левой" историографии, сферы их интересов и оценка научных работ.

Зарождение и развитие "новой исторической науки" ("новой на­учной истории"), ее теоретико-методологические основы, классифика­ция основных направлений.

"Новая экономическая история", ее методологические особенности и отличие от "традиционной" истории. Клиометрия. Основные направ­ления исследований историков-клиометристов. Консервативное и либе­ральное направления клиометрии, их основные представители. Исполь­зование гипотетико-дедуктивных моделей и контрафактного моделиро­вания в трудах представителей "новой экономической истории".

"Новая политическая история". Использование междисциплинарных и количественных методов исследований. Клиополитология. Контент-анализ и его роль в изучении политической и интеллектуальной истории. Консенсусная история и зарождение "конфликтологии" как отдельного направления в социально-политической истории. Направления исследований и работы ведущих представителей "новой политической истории".

"Новая социальная история". Основные направления, объекты, цели и задачи исследований в рамках "новой социальной истории". Методологические принципы. Развитие и изучение истории семей в Америке; основные направления. Регионально-локальная и урбанистская история. Феминистские и гендерные исследования. Развитие теории "социальной морфологии" и исследования пуританской Америки.

Психоистория. Зарождение и основные этапы развития. Влияние концепций З. Фрейда и неофрейдизма. Основные направления применения психоистории. Влияние социально-психологических теорий на историографические школы США.

Необходимость "нового исторического синтеза" и возникновение направления "генерализации" истории.

Новейшие тенденции в развитии историографии США (19801990-е гг.). Влияние неоконсерватизма. Повышение роли новой социальной истории в американской историографии, ее дальнейшее размежевание в 1990-х гг. Развитие микроистории, поворот к изучению "культурной истории". Демографическая история, "иммигрантоведение", мульти­национальная история на современном этапе. Их основные представи­тели.

Изучение истории внешней политики США в 19701980-е гг. Радикально-демократическое направление. Работы У.Э.Уильямса, Г.Алпровица, Л.К.Гарднера, У.Лафибера, Д. Горовица, Т.Маккормика, Г.Колко и др. Внедрение междисциплинарных методов в изучение истории внешней политики. Упадок радикального направления в 1980-х гг., рост консервативных тенденций. Попытки формирования "постревизионистского синтеза". Работы Дж.Гэддиса, Т.Патерсона и др.

Отечественная историография истории США

Становление отечественной американистики. Проблемы истории США в трудах П.Г.Мижуева, А.В.Бабина, М.М.Ковалевского, М.Я.Острогорского и др. Первые переводы на русский язык книг по Соединенным Штатам.

Начальный этап складывания школы советской американистики. Характеристика работ А.В.Ефимова, Л.И.Зубока, В.И.Лана.

Развитие отечественной американистики в 1950–1980-х гг. Ос­новные центры изучения истории США. Периодические издания. Обобщающие труды по истории Соединенных Штатов. Проблемы ко­лониальной истории, истории Войны за независимость и становления американской государственности в работах Л.Ю.Слезкина, Г.Н.Се-востьянова, А.А.Фурсенко, В.В.Согрина, Н.Н.Болховитинова, Б.А.Ши-ряева, Б.М.Шпотова, В.А.Ушакова, Н.Е.Покровского и др. Проблемы Гражданской войны и Реконструкции в исследованиях Р.Ф.Иванова, С.Н.Бурина, А.И.Блинова, М.Н.Захаровой, П.Б.Уманского и др. Вопросы внутриполитического и социального развития США в XIX – начале ХХ вв. (работы Г.П.Куропятника, С.М.Аскольдовой, Б.Д.Козен-ко, А.Н.Шлепакова, И.А.Белявской, В.В.Согрина и др.). Внешняя политика США и российско-американ­ские отношения в трудах Н.Н.Болховитинова, А.А.Фурсенко, Р.М.Бродского, С.Б.Горелик, Г.П.Куропятника, Д.Д.Тумаркина, В.В.Лебедева, Р.Ш.Ганелина и др. Исследования проблем внутриполи­тического развития США в ХХ в. в работах В.Л.Малькова, Н.Н.Яковлева, Н.В.Сивачева, Е.Ф.Язькова, А.А.Фурсенко, В.О.Печатнова, В.А.Никонова, А.С.Маныкина, И.В.Галкина и др.

Основные тенденции и направления российских исследований по истории США в 1990-х гг. начале XXI в.

Поиск

Интересное

  • Лада

    Лада - богиня любви, богиня брака согласно "Mater Verborum" (соотносимая там с Венерой) и "Синопсису", а также "Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе" (XVI век записи), под именем Gardzyna ("Охранительница") упомянута в польских церковных запрещениях языческих обрядов начала пятнадцатого века.

    Подробнее...
  • Откуда пошло название буряты?

    Проблема происхождения имени бурят является одной из наиболее давних в бурятоведении. В статье представлены результаты новейших исследований, полученных на основе выявления и изучения большого количества новых источников и пересмотра сложившихся подходов к раскрытию этимологии этнонимов.

    Подробнее...