• Бета-версия нового сайта.
История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

Переход к плужному земледелию в корне менял всю структуру общественной организации.

Отдельные домохозяйства больших и малых семей объединялись единым хозяйственным распорядком в пределах территории, на которую распространялось общее право на все земельные угодья. Крестьянские усадьбы-дворы располагались у германцев поодаль друг от друга и образовывали соседскую общину с определенными границами освоенной и невозделанной земли. Эта территориальная община у германцев называлась маркой (понятие "марка" имело значение всякой границы). Первоначально узы кровного родства связывали многие семьи, в дальнейшем они ослабевают и уступают по значению соседским. По мнению С.Д. Сказкина, соседская поземельная община длительное время оставалась формой первобытнообщинного уклада. По мере разложения первобытнообщинного строя в рамках этой общины возникало мелкое самостоятельное крестьянское хозяйство. Археологи дают своеобразную схему усадьбы большой семьи, в которой главный дом окружен множеством малых полуземлянок, в такой схеме четко виден процесс распада больших семей.

Прирост населения Европы в III-IV вв., увеличение его плотности, то есть известное перенаселение, стало толчком к массовым миграциям и к усилению военной активности германцев против Рима.

Переселения разрушали кровно-родственные отношения, укрепляли индивидуальное хозяйство свободного общинника, соседскую общину и стимулировали возникновение частной собственности. Основную массу германцев составляли свободные общинники, объединенные, как воины, в войско.

Войско имело значение общественной организации полноправных свободных, публичную власть осуществляло (собрание pro войска. В таком народном собрании решались важнейшие дела: избирали королей-предводителей, утверждали нормы обычного права, принимали послов, заключали договоры и союзы, объявляли войну. Войско было организовано по сотням которые набирались из общин в пределах одного территориального округа. Кровно-родственные связи, сохранявшиеся в общинах, соответственно имели значение и в войске. Древнегерманская община называлась генеалогией, фарой, что указывает на ее происхождение от группы близких патриархальных семей. По мере возникновения сотенно-территориального деления и укрепления соседских связей в ходе переселения община становилась маркой.

В границах общины-марки каждый двор-усадьба имели право пользоваться лесом, лугами, речными угодьями, водоемами, проселочными дорогами. Эти земли находились в общинной собственности. Она распространялась и на пахотные угодья отдельных семей. Наделы, лежавшие в общих полях, не отчуждались, они принадлежали членам общины на правах наследственного владения и назывались аллодом. Аллодиальные владения можно было огораживать, но сначала ставили временные изгороди, чтобы после жатвы все поле становилось общим выгоном для скота. Со временем права частного владения на аллод расширяются, изгороди делают постоянными, а наделы разрешалось передавать по наследству не только сыновьям, но и дочерям.

Общинные угодья долго оставались в общинном пользовании, запрещалось делать запруду на реке, строить мельницу; если возражали другие общинники, она немедленно сносилась, как и в том случае, если кому-нибудь причиняла вред. Лесами пользовались сообща, но ставили метки на деревьях, они были действительны только в течение ограниченного срока (1 год, например).

Понятие "чужое поле", "чужая земля" не считалось равнозначным понятию неограниченной собственности. Поэтому в законах мотивом правонарушения признается непредумышленное захоронение на чужой земле, жатва на чужом поле, запашка чужого поля; злонамеренные действия противопоставлены случайным нарушениям, совершенным без злого умысла. Обособление усадьбы и отдельных ее владений показывала изгородь, разрушение ее - одно из наиболее распространенных правонарушений, караемых по обычному праву. В Эдикте Ротари имеется подробная регламентация ущерба с указанием на отдельные составные части изгороди, обозначаете словами лангобардского диалекта.

В Алеманнской правде сохранилось описание порядка разрешения споров из-за границы между двумя общинами генеалогиями. Представитель каждой должен бью вначале произнести сакраментальную формулу "это - наша граница", потом положить знак на той меже, которую считают правил, ной, после этого сходились па середине спорной полосы а присутствии графа следовало взять кусок дерна с этого места воткнуть в него ветку и передать в руки графа. Граф, завернув кусок дерна в сукно и поставив печать, передавал дерн, руки поручителя до конца спора. Решение он выносил согласно результату судебного поединка. Участники такого состязания должны были коснуться мечами земли на середине спорной полосы, а потом сразиться. Победившая в бою сторона выигрывала тяжбу, а проигравшая платила штраф за незаконное притязание.

Рост производительных сил привел к накоплению движимого имущества, возникновению неравенства между общинниками. Характерным свидетельством формирования частной собственности на движимое имущество является обычай устного завещания (аффатомия). Обычное право защищало частную собственность на личные вещи от действия старых норм, особенно при совершении религиозных обрядов. Под угрозой штрафа запрещалось бросать в могилу чужое имущество, разрывать могилы с целью грабежа. Устанавливались высокие штрафы за присвоение чужого имущества без законных оснований, за кражу. Убийство вора с поличным в ночное время признавалось ненаказуемым: например, у баваров до VIII в. Особую ценность представлял скот. Этот объект частной собственности обеспечивал жизнедеятельность крестьянского хозяйства и содержание военных дружин. Конница стала главной частью германского войска. В погребениях знати находят большое количество шпор и других частей конной сбруи.

Развитие частной собственности сказывается в обособлении имущества, приобретенного на службе у частного лица. Это имущество исключалось из общесемейного, и сын распоряжался им помимо воли отца и матери. Имущественная дифференциация в среде основной массы свободных производителей проявлялась в неравном количестве скота, в разных размерах дома, зерновых амбаров, в возможностях использования зависимых людей, плативших хозяину-господину долю урожая. О появлении такого рода повинностей свидетельствует наличие в районе общинных поселений погребений без инвентаря.

Благодаря римскому влиянию элементы социальной дифференциации сильнее сказывались в рейнско-везерском регионе, в северо-восточной Галлии (с середины IV в.) и на средней Эльбе, особенно в среде федератов (так называли варваров, заключавших договор с римским правительством о военной службе за вознаграждение). Верхушка федератов (военачальники и командиры) быстро романизируется, что ярко заметно по захоронениям с богатым оружием, дорогими украшениями, с золотой и серебряной утварью, стеклянной посудой; многочисленные находки металлических частей ларей, сундуков замков, ключей показывают нарастающий процесс обогащения военной добычей. Наступление на римскую территорию усилило влияние военной знати, которая усваивала римские порядки и римский образ жизни. Это усугубляло контрасты в Положении свободных германцев.

Основную массу свободных составляли полноправные землевладельцы-воины, составлявшие войско - народное ополченце которые участвовали в народных собраниях. Их отличительным внешним признаком были длинные волосы, поэтому германцев часто называли длинноволосыми. Обряды, связанные с вступлением в совершеннолетие или с усыновлением, заключались в символических действиях с волосами (отец в знак полноправия подстригал волосы сыну или отрезал прядь волос). У фризов и баваров давали клятву волосами. У лангобардов дочери в отцовском доме носили распущенные волосы, в доме мужа связывали их в косы. Взрослые мужчины (лангобарды) укладывали длинные волосы вокруг лица (до линии рта), разделив их пробором по середине.

Защита личности полноправного свободного составляет основное содержание обычного права, формировавшегося в ходе разложения родовой организации, когда род уже не выполнял своей основной функции защиты своих членов. Оскорбление свободного, покушение на его свободу, права, имущество, жизнь, здоровье квалифицировались как тягчайшие преступления. Среди них - физическое членовредительство, преграждение пути, оскорбление словом, действием, осквернение могил, злоумышленное уничтожение имущества, покушение на Жизнь и другие виды насилия, ущемляющие достоинство личности. Подобного рода правонарушения, с одной стороны, .являются результатом социальных изменений в обществе, проявлением конфликтов, возникавших на почве имущественного и социального неравенства. С другой стороны, демократические традиции общественной организации действовали в защиту личности свободного, и знать вынуждена была считаться с настроениями основной массы народа-войска.

Усиление военной активности обеспечило рост политического влияния военной знати, опиравшейся на свои дружины, особые отряды личной охраны. С их помощью осуществлялись военные грабительские экспедиции, заключались федератские соглашения, захват новых земель и взимание дани с побежденных. Дружина и военная добыча стали главными источниками укрепления королевской власти. Основанием для избрания королей считалась знатность рода. Знатными были древнейшие роды, прославившиеся отвагой, военной удачей, представители этих родов претендовали на особое положение предводителей и подкрепляли свои притязания военной поддеру. кой верных людей, которых содержали при себе на средства добытые войной. Так, порядок избрания королей в войске превращался в торжественную процедуру аккламирования короля и королевы, в знак одобрения воины ударяли щитами о наколенники, в знак протеста следовал удар копья в щит. Существовал обычай поднятия короля в войске на щите.

Возрастает численность дружин, некоторые насчитывали несколько тысяч. Дружинники считались членами "дома" своего .предводителя, получая от него оружие, коня, часть военной добычи. Их называли верными, послушными исполнителями воли вождя, то есть fideles и satellites. Вместе со своим предводителем они составляли высший слой служилой знати. Во время сражений вперед обычно устремлялся отряд знатнейших, в котором были король и его вернейшие дружинники, простые воины их сопровождали. В целях увеличения войска или личной свиты побежденным и зависимым, вначале политически не равноправным, иноплеменникам предоставляли иногда полноправие с "последующим включением в войско. Производили публичное освобождение храбрейших, совершая процедуру, главным актом которой было вручение оружия. Процедура напоминала усыновление или вступление в совершеннолетие и означала включение в племенную организацию. Может быть, с таким отрядом связано возвышение и имя лангобардского короля Лета (Lethu), который не был связан ни с родом Агельмунда, ни с родом Ламиссио.

Клятва верности скрепляла силу дружинных связей: верная, постоянная служба и беспрекословное подчинение приказу обеспечивали покровительство военачальника. Аммиан Марцеллин рассказывает, что квады чтили мечи как богов и давали на них клятву верности. Женщины имели свои дружины. Дочь лангобардского короля Татона Руметруда с помощью своих дружинников коварно убила брата герульского короля, которому отомстила лично без ведома отца.

Поиск

Интересное

  • Зачем нужны колокольчики?

    Раньше колокольчик был частым атрибутом вещей русского человека. Однако, вещь это была не символическая, а имела чисто практическое назначение.

    Подробнее...
  • Чатал - Хююк

    Один из древнейших городов мира (ныне в Турции), построенный на плодородной земле вдоль реки (7—6-е тыс. до н.э.).

    Подробнее...