История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

Одним из безусловно значимых памятников новгородской старины является Перынский скит, расположенный в 6 километрах от городских валов, и в километре от Юрьева монастыря.

У этого места древняя и крайне интересная история. Сам скит находится на месте языческого капища, где хозяйничал Перун - славянский бог - громовержец.

Дело в том, что великий князь Владимир Святой до принятия христианства по греческому образцу и крещения Руси пытался организовать собственный пантеон богов и структурировать его в целях укрепления княжеской власти, поэтому в 980 году на Перыни было организовано капище. Само место к этому весьма располагает - в стародавние времена оно было укромным островом, отрезанным от большой земли реками Простью, Ракомкой и Волховом, берущим начало из Ильмень - озера.

С принятием христианства в идолищах более не было нужды, напротив - поклонение истуканам мешало укоренению православия в новгородской земле.

Летопись сообщает, что "в лето 6497 (989 от Р. Х.) пришел к Новуграду архиепископ Аким Корсунянин, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи его в Волхово".

Само собой, жрецы древней веры на это обиделись, и место превратилось в нехорошее. Как частенько бывало в далёкие времена, на останки капища пришли монахи, чтобы изжить бесов. В 995 году они срубили здесь церковь и основали общежитие, которое фигурирует в письменных источниках с 1386 года как Перынский Рождества Богородицы мужской скит. Самой древней постройкой на территории скита является храм Рождества Богородицы 1226 года.

Увы, судьба была сурова к скиту: он несколько раз горел, а в смутное время был ограблен шведами.

Летописец под 1617 годом рапортует: "Храм... разорён. Келий и ограды нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества у него крест благословящий и пять книг".

Чтобы обитель в конец не угасла, её передали Юрьеву монастырю, за коим она закреплена и поныне - но с более строгим уставом для насельников.

В ходе послевоенных раскопок Арциховского удалось найти остатки легендарного капища и реконструировать его внешний вид. Новгородцы, кстати говоря, вплоть до начала ХХ века помнили о языческой молельне, и, проплывая в лодках мимо Перыни, бросали монетку в воды Волхова - на всякий случай.

  

Сейчас на территории скита гнездятся различные птицы и шепчутся о своём сосны, высаженные на полуострове аж в ХIX веке. В келейных корпусах и на окружающей территории с 1991 года налажен монашеский быт.
Местные монахи и трудники, кстати говоря, очень любезны и обходительны, открывают церковь по просьбе интересующихся, отвечают на вопросы об истории скита, и дарят подарки - брошюры о Шелонской битве, о животном и растительном мире Перыни. И это прекрасно!

Александр Дрожжин

Поиск

Интересное

  • Елово-ирменская культура

    Время существования: вторая половина II тыс. до н.э. - примерно XIII в. до н.э.

    Подробнее...
  • Находки берестяных грамот в Новгороде Великом

    Берестяные грамоты из раскопок в Новгороде Великом


    Археологическая наука в России чаще всего опиралась на изучение бытовых подробностей жизни наших предков. Природные условия; материалы, из которых строились жилища и общественные здания; постоянные междуусобицы и набеги соседей кочевников оставляли мало надежды на обнаружение простонародных памятников письменности. Сенсационной оказалась находка экспедиции под руководством профессора А. В. Арциховского в 1951 году. На куске бересты было прочитано первое письмо простолюдина XV века.

    Подробнее...