• Бета-версия нового сайта.
История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

Захоронения окуньевской культуры

Время существования: энеолит степной Евразии

Ареал распространения: Южная Сибирь

Описание: культура была скотоводческой, разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей, что подтверждают многочисленные находки костей в погребениях, в культовых ямах на поселениях. Были известны двух- и четырехколесные повозки. Значительное место занимала охота на диких животных и рыболовство.

    Уникальными археологическими памятниками являются плиты с нанесенными на них изображениями. Они раскрывают мировоззрение людей окуневской культуры, их культовые представления. Выделяют несколько стилистических и смысловых групп: реалистические человеческие лица, трехглазые личины со сложными головными уборами - "коронами" и двуглазые личины с поперечной полосой на лице и лучами на голове. Есть изображения быков, птиц, огромного полосатого зверя с оскаленной пастью, длинным хвостом и птичьими ногами. Личины и быки изображены на петроглифах окуневского времени. Большой интерес представляют собой стелы с фантастическими изображениями, передающими в виде расчлененной личины трехъярусную структуру мира (верхний, средний и нижний слои). На стелах имеется солярная символика в виде лучей солнца, кругов - так называемых глаз. Изображения содержат и растительную символику, идею возрождения жизни, круговорота в природе: это прорастающие зерна, молодые ростки, кустистые всходы. Связанные с могильниками стелы были символами плодородия, они являлись центральными атрибутами окуневских природных святилищ древних скотоводов и земледельцев приенисейских котловин. 

Захоронения: могильники Черновая VIII, Сыда, Малые Копены III, Окунев Улус, Тас-Хазая и другие. Состоят могильники из каменных оград квадратной формы, где внутри находится несколько могил - каменных ящиков, покрытых сверху каменными плитами. Хоронили на спине с согнутыми ногами. Встречаются одиночные или парные погребения мужчин и женщин. Из инвентаря в могилах глиняные сосуды двух типов: банки с расходящимися кверху прямыми стенками и широким плоским дном и горшки со слегка суживающейся горловиной. Сосуды украшены оттисками зубчатого штампа или палочки. Рисунок покрывает не только стенки, но и дно. Кроме керамики находят медные ножи и шилья, трубчатые игольники с костяными иглами, вкладышевые на костяной основе ножи, иглы для вязания сетей, роговые гарпуны, украшения из зубов животных, каменные топоры с расширенным лезвием, листовидные наконечники стрел и копий и каменные шары. Особенностью женских и детских погребений является наличие сделанных из камня женских головок, костяных пластин с выгравированными на них женскими лицами и мелких скульптурных изображений с животных и фантастических птицеобразных антропоморфных изображений с фигурой человека, головами птиц и птичьими конечностями. Обязательной принадлежностью были височные кольца и серьги, которые надевались на ухо, нанизывая одно на другое по несколько штук.  

Предшествующая культура: афанасьевская

Примечание: генетически окуневская культура была не связана с афанасьевской и ее население относилось к другому антропологическому типу (с некоторой монголоидной примесью). Однако в ряде случаев между этими культурами прослеживается сходство в керамике и обряде погребения, правда, только частичное. Имеет общие черты и с другими культурами лесной зоны Сибири: с глазковскими материалами Прибайкалья, с самусьской западносибирской культурой, ростовкинскими и кротовскими материалами. Существует мнение, что эти культуры протосамодийского круга.

 

Интересное

  • Находки берестяных грамот в Новгороде Великом

    Берестяные грамоты из раскопок в Новгороде Великом


    Археологическая наука в России чаще всего опиралась на изучение бытовых подробностей жизни наших предков. Природные условия; материалы, из которых строились жилища и общественные здания; постоянные междуусобицы и набеги соседей кочевников оставляли мало надежды на обнаружение простонародных памятников письменности. Сенсационной оказалась находка экспедиции под руководством профессора А. В. Арциховского в 1951 году. На куске бересты было прочитано первое письмо простолюдина XV века.

    Подробнее...
  • Зачем нужны колокольчики?

    Раньше колокольчик был частым атрибутом вещей русского человека. Однако, вещь это была не символическая, а имела чисто практическое назначение.

    Подробнее...