• Бета-версия нового сайта.
История

Подача истории всегда будет субъективна, несмотря на желание подать её как можно объективнее. Наслаждайтесь интересными идеями, развивайтесь вместе с нами.

Названа по месту открытия в верховьях реки Волга, распространена в Волго-Окском междуречье.

Верхневолжская культура - культура раннего неолита, генетическая основа - местный мезолит.

Стоянки (Ивановское III, VII, Языково 1, Сахтыш II и др.) расположены по берегам рек и озер.

Хозяйство - охота и рыболовство, жилища шалашеобразные. Керамика с примесью толченых раковин, шамота, органики, дресвы, горшки с острым и округлым, «кубки» - с плоским дном.

Кремневые орудия микролитического облика (пластинки, наконечники стрел, скребки и др.), бытуют костяные наконечники стрел, гарпуны, пешни.

Интересны глиняные диски с накольчатым орнаментом, на одном из них изображена голова оленя, что, видимо, связано с культом этого животного.

Гипотеза о том, что верхневолжская культура послужила основой для возникновения льяловской культуры, требует дополнительного обоснования.

Хронологические рамки верхневолжской культуры - конец 1-й половины 5-го - середина 4-го тысячелетия до н.э. (табл. 10, 1-11). Т.Б.

Ареал распространения археологических культур Русской равнины: верхневолжская, волосовская, фатьяновская.

Верхневолжская культура (5300 – 3400 лет до н.э. – за 1000 лет до начала цивилизаций Шумера Египта) занимает обширный Волго-Окский регион [Крайнов, 1977; Мезолит, 1989, стр. 86] и распространена на территории Тверской, Ярославской, Ивановской, Московской и ряда других областей. По мнению антропологов, верхневолжская культура возникла на местной мезолитической основе, то есть она уходит своими корнями в 16 – 11 тысяч лет назад. И вновь это могут быть гаплогруппы I и/или R, основные гаплогруппы у этнических русских, которые сейчас составляют 22% и 53% от их общего числа (см. выше). Половина этнических русских относятся к роду R1a1 c общим предком на Русской равнине 4800±500 лет назад, 14% – к «угро-финскому» роду N1c (который можно также назвать сибирским или алтайским), и 5,2% – к роду R1b. Последний род, видимо, позже основал курганную культуру в южных степях России и Украины.

Поселения верхневолжской культуры располагаются на высоких берегах рек и озер, на озерных островах, дюнных холмах. Жилища небольшие, от 6 до 12 кв. м, овальной, округлой или прямоугольной формы с очагами в центре.

Народ верхневолжской культуры обитал в зоне широколиственных лесов, занимался охотой, рыболовством, собирательством и земледелием. Верования – культ небесного оленя-лося [Крайнов, 1977]. Отсюда в русский фольклор вошли древнерусские названия «Лось» созвездий «Большая Медведица, «Прикол», «Плеяды» и др. В своём словаре М. Фасмер выводит ЛОСЬ через праслав. *olsь «лось», др.-инд. rucуаs «самец антилопы» и памирск. rus «каменный баран» на этноним «РУС» (букв. «лосиного, светло-рыжего цвета»).

Животное лось – cеrvus alces, самка которого назвается «корова», детёныш – «телёнок», самец – «бык», и по следующей этимологической цепочке: русск. мишка – «телёнок», машка – «тёлка», исп. macho – «бык», итал. mucca – «корова», англ. – moose «лось», коми – моска – «тёлка» – выводит нас на ойконим «МОСКВА» (букв. «лосиха») [Фасмер, 1986].

Другое древнерусское название животного лося cervus alces – ВОЛИН, волюн, воленок (лосий телёнок) [Даль] приводит нас к этимологии названия крупнейшей русской реки ВОЛГА. Согласно древнерусским поверьям, она образовалась из молока, вытекающего из сосцов Небесной Лосихи (Коровы) Макоши (вновь приводит к этимологии Москвы). Наиболее архаичный образ Небесной Лосихи Макоши и последующий Коровы Макоши дошёл до нас в разнообразных вышивках. Такую идентификацию образов проводил ещё академик Б.А. Рыбаков [Рыбаков, 1981].

Носители верхневолжской культуры были хорошо знакомы с гончарным производством, изготавливали керамику из глины с примесью крупного шамота и помёта водоплавающих птиц. Орнамент занимал большую часть поверхности сосуда.

К массовым элементам орнамента относились гребенчатый, пунктирный, ямочный и накольчатый. Примерно на 1/3 сосудов отмечены неорнаментированные участки поверхности. В большинстве случаев элементы орнамента были организованы в простые горизонтальные и однорядные мотивы. Реже такие мотивы состояли из накольчатых или пунктирных узоров, иногда встречались сложные мотивы из узоров орнамента. Верхний край внешней поверхности чаще всего украшался мотивами из гребенчатых или накольчатых отпечатков, а на внутренней поверхности и торце венчика орнамент наносился очень редко.

На сосудах преобладали простые, а также симметричные образы из гребенчатого или накольчатого мотивов, ограниченных зонами без орнамента, или образы из двух гребенчатых мотивов и ямочного мотива между ними. Композиции чаще всего начинались с зоны без орнамента или гребенчатого мотива по краю венчика. Потом обычно следовали гребенчатый или ямочный мотивы, а затем опять гребенчатый мотив или зона без орнамента и т.д. Чередование в композиции разных мотивов и неорнаментированных зон придавало композиции некоторую ритмичность.

В развитии верхневолжской культуры выделено три основных периода. К I периоду отнесены стоянки Гавриловка II, Владычинская-Береговая I и II, Одоевские фермы, Сахтыш I, II, VIII, Ивановское II и др., ко II периоду – Гавриловка I, Шагара II, Заречье I, Сахтыш I и II, Ивановское III и VII, Языково I и др. и к III периоду – Богдарня, Николо-Перевоз I, Берендеево IIа, Репище I.

Ранние верхневолжские памятники сосредоточены в восточной части территории распространения, а более поздние – в центральной и западной её части.

В I период наиболее широко была распространена керамика с частично декорированной поверхностью и примерно одинаково использовались накольчатый, гребенчатый и пунктирный элементы орнамента. Во II период наибольшее распространение получает пунктирный орнамент, доля керамики с участками без орнамента снижается, а доля пунктирного и гребенчатого элементов почти не меняется. В III период доминирующими становятся ямочный и гребенчатый элементы орнамента, а другие используются значительно реже.

Сложные мотивы, состоящие из элементов или узоров орнамента, в I и II периодах исключительно разнообразны – зафиксированы 33 варианта.

На протяжении всей истории верхневолжской культуры композиции орнамента обнаруживают некоторую ритмичность, которая с течением времени постепенно возрастает.

Ямочный орнамент наиболее широко использовался в Московско-Клязьминском междуречье, Центральном и Западном районах. Гребенчатый доминировал в Западном районе и несколько меньше применялся в Московско-Клязьминском междуречье, Восточном районе и на Средней Оке. Гладкий орнамент чаще использовался в Московско-Клязьминском междуречье. Накольчатый был распространен на Средней Оке, в Московско-Клязьминском междуречье и Центральном районе, а пунктирный широко применяли гончары Нижней Оки и Восточного района. Сосуды с частично орнаментированной поверхностью были распространены на Нижней Оке и в меньшей степени на Средней Оке, а также в Восточном и Центральном районах.

Сложные мотивы из узоров особенно разнообразны у гончаров Средней Оки (12 вариантов), Восточного (10 вариантов) и Центрального (14 вариантов) районов. Внутри сосудов орнамент чаще всего наносили гончары Московско-Клязьминского междуречья, на торце венчика – гончары Западного и реже Центрального районов, а по верхнему краю внешней поверхности – преимущественно гончары Восточного, Центрального и Западного районов. Орнаментальные образы широко использовались во всех районах, кроме бассейна Нижней Оки. Сложные объединяющиеся образы изредка наносили на сосуды гончары бассейна Нижней и Средней Оки, междуречья Москвы и Клязьмы и Восточного района, а сложные пересекающиеся образы применялись в Центральном и Западном районах. Асимметричные образы орнамента преобладали на всей территории распространения культуры.

Поиск

Интересное